|
Контакты | Все темы форума | Регистрация | Справка | Пользователи | Социальные группы | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
Криптозоология Непознанные виды животных |
|
Опции темы | Опции просмотра |
03.01.2009, 14:12 | #1 |
Boss
|
Сибирский реликтовый гоминоид
Статья знакомит читателей с изучением реликтового гоминоида в Сибири.
Предисловие Д.Баянова, руководителя Смолинского семинара по проблеме реликтовых гоминоидов Георгий Алексеевич Сидоров собирает сведения о реликтовых гоминоидах (РГ) Сибири уже 15 лет. Выпускник Томского университета, долго работавший в одном из сибирских заповедников, а в последнее время учитель географии и биологии в сельской школе в Якутии, автор знает не понаслышке природу Сибири и ее коренных жителей, что придает особую значимость его материалу. Интересны и ценны данные Г. Сидорова о питании РГ в суровых условиях Севера. Мы обычно исходим из того, что РГ всеяден, как бурый медведь, и там, где найдет пропитание этот выносливый зверь, не погибнет от голода и наш дикий волосатый собрат. Информация же Г. Сидорова указывает на то, что всеядностью РГ превосходит медведя, поедая лишайники, включая ягель — корм северного оленя. Мы уже знали, что лишайники упоминаются в рационе гималайского йети, наличие же их в питании сибирского РГ биологически все более оправданно. Автор рассказывает об охоте РГ на копытных животных, а также о жилищах, приписываемых этим существам. Насколько мне известно, такие сведения получены впервые, и в подтверждение у нас уже есть независимое сообщение И. А. Хатковского и подобного рода жилище РГ в Республике Соха. Можно только приветствовать совет автора “искать контакта с этим существом”. Именно к этому мы и стремимся. Приятно сознавать, что в Сибири у нас теперь есть столь основатель ный сотрудник. Коренные жители Сибири — ханты, селькупы, ненцы, юкагиры, русские старожилы и др. — с неохотой посвящают вновь прибывших в тайны своего прошлого. Заставить этих людей разговориться с приезжими зачастую бывает просто невозможно. Все, что относится к верованию, шаманству или связано с “хозяином” тайги, — настоящее табу для любопытных. В такой обстановке вести исследования по интересующему нас вопросу очень трудно. Тем не менее там, где информаторы признавали в нас “своих”, то есть коренных сибиряков, дело шло без особых затруднений. Единственное, о чем нас просили, так это не называть имен, но и то не везде. Там, где такое условие поставлено не было, я называю имена и фамилии моих информаторов. ПИТАНИЕ Сведения, полученные мною от рассказчиков о питании гоминоида, иногда вызывали у меня чувство недоумения и даже недоверия к информаторам. Например, я долгое время не мог понять, что может находить человекоподобное существо в облизывании голого камня, да еще зимой. Некоторые коренные жители Среднего Урала утверждали, что волосатый человек не только лижет камни, но и поедает их... Все оказалось просто. Удалось найти людей, которые рассказали, что дикий человек поедает лишайники, растущие на камнях. Об этом мне сообщили русские старожилы, которым приходилось наблюдать за “большаком” (одно из названий гоминоида у русских сибиряков) и даже самим попробовать его пищу. По их утверждению, “есть можно”. Я тоже пробовал и согласился с ними. Кроме горных лишайников, согласно моим информаторам-хантам, маигики (хантейское название гоминоида) с удовольствием поедает бородач и ягель. Со слов Лисака Павловича Каюкова из юрт Каюковых на Большом Югане, маигики сначала вымачивает ягель в проточной воде, а уж потом ест, причем потребляет ягель в большом количестве, особенно весной. Все информаторы Западной Сибири (коми, манси, ханты, ненцы, селькупы, томские и симские эвенки и русские старожилы) указывают на то, что в период созревания кедровых орехов гоминоид держится в кедрачах. Так, в 1968 году семья Бориса Леонтьевича Лихачева, проживающая в Верхне-Кетском районе Томской области, встретила в кедраче трех “чулуков”, мать и двоих детенышей, собиравших орехи. Самка, которая была с “доброго медведя”, трясла тонкие кедры, а детеныши подбирали шишки. Лохматое загадочное существо ест также различные ягоды, но питается, конечно, не одной растительной пищей. Информаторы едины в том, что “получеловек-полузверь” выкапывает леммингов и мышей, разоряет гнезда бурундуков, ест рыбу и яйца птиц и даже охотится на крупных млекопитающих. МЕСТА ОБИТАНИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ По имеющимся в моем распоряжении данным, образ жизни реликтового гоминоида отличается в какой-то мере от представлений, которые сложились у некоторых исследователей. Его принято считать вечным скитальцем, но это не совсем так. Например, старожилы Среднего и Северного Урала убеждены, что “большак” — постоянный обитатель гор. Горы, как считают оленеводы и охотники,— его колыбель, откуда он спускается весной и куда поднимается поздней осенью. У некоторых охотников Среднего и Северного Урала бытует мнение, что зимой это существо обитает в пещерах, в сильные морозы спит подобно медведю, а в оттепель (очень редко) бродит в поисках лишайников или преследует копытных. Интересно, что оленеводы коми, если разговор заходит о яг-морте (название гоминоида у коми), упорно указывают на горы. Очень похожи на своего уральского собрата западносибирские маигики и куль. Они тоже огромны, очень подвижны, тоже ведут сумеречный образ жизни, но, по словам ненцев, хантов и селькупов, лохматые гиганты — “жители коренные”, кочующие среди озер и болот. Собирая легенды о борьбе хантов и селькупов, я столкнулся с циклом преданий о маигики. Согласно им “железные люди” — селькупы — хорошо относились к маигики, подкармливали их, давали убежище зимой. В свою очередь маигики охраняли капища селькупов. В столкновениях хантов и селькупов маигики всегда были на стороне последних. Страшный крик маигики оповещал о приближении врагов, но в битвах они не участвовали, уходили в чащу леса. Есть упоминание о том, что сам Ермак столкнулся с “лесными людьми”. После того как селькупы были разбиты русскими и ушли с Оби на Таз, для маигики наступили черные дни. Отсюда начинается новый цикл преданий о том, как ханты охотились на маигики. На них ставили самострелы, выкапывали ловчие ямы, стреляли плывущих через Обь и т. п. Но маигики не погибли полностью, часть из них скрылись в болотах и дебрях, где их не могли преследовать ханты. Более того, мне рассказывали старики, что русские власти запретили охоту на “лесных людей”. Отсюда начинается третий цикл легенд — о примирении хантов с маигики. Маигики иногда помогают хантам в промысле, и те делятся с маигики частью своей добычи. “Чулук” (местное название) в бассейне Енисея точь-в-точь похож на своего собрата с Урала или с берегов Оби. По словам оленеводов, он большой любитель мяса и охотится на оленей. В эвенкийском поселке Суринда, где прожил я около года, мне рассказывали о тех временах, когда эвенкийские князьки устраивали охоту на чулуков — пожирателей оленей. Ныне же многие считают, что чулук вымер, но часть оленеводов в этом сомневается, и вот почему. Иногда летом, а чаще осенью, кто-то разрушает таежные загородки, за которыми пасутся домашние олени. Когда изгородь ломает медведь или лось, всегда налицо их следы, а тут изгородь не сломана, а разобрана чьими-то руками. Часть оленей пропала, а следов похитителя нет. Надо отметить, что жители Эвенкийского национального округа стараются уйти от разговора о чулуке. Либо просто молчат, либо расскажут сказку на этот сюжет. По их мнению, рассказать сказку не грех, а поделиться тем, что происходит сегодня,— табу. Создается впечатление, что людей сдерживает суеверный страх перед волосатым гигантом. Когда осенью 1986 года я оказался у таинственно разобранной изгороди в Суриндинском оленеводческом хозяйстве, стоявшие рядом оленеводы молчали, иные переговаривались шепотом. В другом же случае, когда изгородь сломал лось, люди громко ругали сохатого, грозили ему, словом, реакция была совершенно иная. Информация, собранная мною о загадочном чучуна Якутии, еще сравнительно невелика. О нем говорят пастухи якуты, оленеводы и охотники-эвенки, а также русские старожилы. Не раз приходилось слышать об уникальной скорости бега чучуна. Рассказывают, например, о том, как чучуна охотится на дикого северного оленя: незаметно, ползком подкрадывается к стаду, вскакивает, короткую дистанцию бежит с огромной скоростью, догнав оленя, хватает его за рога или за голову, резко тряхнув, ломает шею. Иногда чучуна преследует и молодых лосей, но крупного сохатого не трогает. Ростом чучуна Западной Якутии не уступает чулуку и маигики, но о его образе жизни узнать пока удалось очень мало. Ясно одно: гоминоид в якутской тундре — гость, он приходит туда из тайги, как правило весной, вслед за диким оленем, а осенью покидает тундру, возвращаясь в тайгу. Вспугнутый человеком на открытом месте, чучуна стремится уйти под прикрытие растительности или в болото. Зимует чучуна, по словам некоторых, на, высоких местах между болот и озер, где выкапывает себе в оттаявшем грунте яму. Местные жители говорят о нем как о существе реальном, но чрезвычайно редком. В Восточной Якутии живет другой представитель этих существ. Он преимущественно житель гор, по-эвенкийски “пикелян”, хотя якуты и там называют его чучуна. Пикелян, по-юкагирски “шегошуй-шоме”, не гигант, ростом он со среднего человека, иногда чуть выше. Очень подвижен и хорошо приспособлен к жизни в горах. Старики не станут говорить о нем с первым встречным. Материал по северо-востоку Якутии почерпнут мной в основном от молодежи, а молодежь знает об этом предмете довольно мало. Складывается впечатление, что старые эвены испытывают перед пикеляном суеверный страх, который передается и молодым оленеводам. Иначе как можно объяснить такие рассказы: пикелян забирает стреляного охотником снежного барса или молодого оленя и тащит в свою пещеру или в расщелину, и человек ему всегда уступает? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на то, что сбором материала о загадочном волосатом существе я занимаюсь уже 15 лет, мои знания в этом вопросе весьма скромные. Убежден, что необходимы серьезные исследования. По моему мнению, надо искать контакт с этим существом. Чтобы он состоялся, исследователи должны длительное время жить в местах, где есть вероятность встречи с лохматым гигантом, а не появляться там от случая к случаю. Никоим образом нельзя навязывать себя гоминоиду: наблюдения следует вести издалека с постепенным сближением. Лучше всего, если существо само начнет искать с вами контакт. Надо всегда помнить, что гигант очень осторожен и недоверчив к человеку. Исследования привели меня к выводу, что в Сибири существуют две популяции, а может быть и расы, гоминоидов: западная раса гигантов, особи которой достигают двух метров и более, и восточная горная раса, представители которой ростом не более человека, но хорошо приспособлены к жизни в горах.
__________________
мои желания офигевают от моих возможностей |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
|
|