Непознанное

Вернуться   Непознанное форум, новости о НЛО, паранормальных явлениях, аномальных зонах, эзотерике, науке, будущем > Непознанные способности человека > Психология
Контакты Все темы форума Регистрация Справка Сообщество Календарь Сообщения за день Поиск

Психология Психология человека

 
 
Опции темы Опции просмотра
Prev Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Next
Старый 09.08.2009, 16:04   #1
Алексей
Спец
 
Регистрация: 27.11.2008
Возраст: 45
Пол: Мужской
Локация:
Сообщений: 734
Вес репутации: 24
Алексей На 1 уровнеАлексей На 1 уровне
По умолчанию

Тайна человеческого счастья

Человек ищет в этом мире счастья и довольства. Но прочного и постоянного счастья и довольства не находит, хотя ищет настойчиво и упорно. Больше и больше приобретает он познаний, улучшает формы общежития, больше приобретает власти над природой. Не будет ли времени, когда человек, благодаря большему развитию, наконец, приобретет счастье на земле? Спросите ответа у древних лет. Они говорят, нам, что надежда пустая: что было, то и будет. Почему же так? Потому что в то самое время, когда науки, искусства, законодательства и прочее достигали высшей степени своего развития и усовершенствования, в то же время и зло, живущее в естестве человека, в свою очередь развивалось со свойственною ему силою и обнаруживалось развращением нравов, потрясая и сокрушая в самом внутреннем основании общественное благоденствие и счастье, созидаемые в продолжении нескольких веков напряженной деятельностью ума и воли естественного человека. Оттого летописи мира торжественно проповедуют ту горькую истину, что время высшего развития наук и искусств, образованности, гражданственности и прочих отраслей человеческой деятельности совпадает со временем высшего развращения нравов и падения государств.
Мы почти не успеваем следить за успехом наук, за разного рода открытиями во всех отраслях человеческого быта и не знаем, что еще остается сделать для того, чтобы облегчить жизнь человеку и создать его благополучие. Но больше ли счастья ныне на земле, чем прежде? Уменьшились ли бедность, болезни, стала ли жизнь дешевле, легче, радостнее, исчезло ли горе людское? Нет, созданные удобства жизни дали больший простор развитию самолюбия, гордости, алчности, роскоши, лени, развращения, порабощения богатыми бедных, сильными бессильных. А от этого горя не только не уменьшилось, но кажется, больше увеличилось, чем прежде. А едва ли наш XX век, тщившийся создать земное счастье, не кончится полнейшим разочарованием в снискании его, как некогда мир языческий-дохристианский. Итак, что же? Значит - нет счастья на земле?
Есть, братья, но не в тех законах и началах, какими живет мир. "Мир преходит, но выше этого мира вечно живет Бог со Своими законами вечной святости, правды и любви. И живет не скрыто и не далеко от мира, но открывая Себя миру, как Творец и как Спаситель. В Боге получает разгадку и тайна человеческого счастья. Мир не дает прочного счастья. Есть оно, но дает его не мир, а Бог, у Которого обилие радостей и утех в деснице во веки" (Псал. 15, 11).
Мир не дает прочного счастья потому, во-первых, что он сам во зле лежит, вносит в жизнь человека неправду, нелюбовь, личное самоуслаждение с обидой, обманом, притеснениями других и потому посеевает вражду между людьми и в душе человека беспокойство совести.
Бог дает начала, созидающие жизнь. Он требует господства духа над страстями плоти - чистоты, святости, правды и любви, - словом того, что мы называем добром. Это-то добро, как заповедь Бога, как вечное начало самой божественной жизни, и служит источником человеческого счастья.
Века прошедшие показывают нам, что когда люди пытались осуществить в жизни правила жизни богоугодной, - когда потребности духа господствовали над плотскими, Правда Божия над неправдою, любовь к Богу и ближнему над себялюбием, - тогда человечество и ближе подходило к искомому счастью.
Вспомните хотя бы народ европейский, его то счастливую, то несчастливую судьбу, смотря по тому, служил ли он Богу, или отступал от Него. Правда Божия для всех одна. Недаром Слово Божие говорит, что любящим Бога все споспешествует во благое. Смерть, как оброк греха, конечно, неизбежна для всякого живущего; но любящему Бога и она споспешествует во благое. Добро, как осуществление воли Божией, составляя достояние человека, переходит с ним и в будущую жизнь, и там плод его созревает вполне.
Если хотим быть действительно счастливыми, будем прежде всего благочестивы. "Благочестие на все полезно есть, имея обетование живота настоящего и грядущего". Воспитывая в себе дух благочестия, не будем попирать благочестия нечестием, особенно в те дни, когда требуется глубокое самопознание и усиленная молитва к Богу о прощении грехов и добром преуспеянии.

Христианский взгляд на жизнь

И в прежние времена, и теперь многие томятся над вопросами: что такое сама жизнь наша и зачем она дана нам, в чем ее смысл и цель, куда и как направить нам ее, стоит ли жить на свете? От юности нам известно христианское воззрение на жизнь, но многие совсем о нем забывают, как о чем-то маловажном, ищут взглядов, поражающих новизной и увлекательностью. Вспомним это воззрение при встрече нового года.
По христианскому воззрению настоящая человеческая жизнь есть приготовление к жизни будущей. Скоротечна и временна настоящая жизнь. Она есть кратковременное плавание по бурным волнам моря житейского для того, чтобы обрести вечное упокоение в обителях Отца небесного. Коротка эта жизнь, но она решает нашу вечную судьбу. Все, что мы здесь на земле делаем, на чем останавливаем свои думы, к чему стремимся своими желаниями, к чему прилепляемся всем сердцем, не пропадет бесследно, а останется нашим неотъемлемым достоянием навеки, и притом таким достоянием, которое послужит к нашему вечному покою и блаженству, или к нескончаемому терзанию и мучению. Правый ум, чистое сердце, к добру направленная воля, при твердой вере в Искупителя и надежде на Его благость и милость, введут нас в вечный покой и бесконечное блаженство а злоба, ненависть, гордость, безбожие и неверие, при упорстве и нераскаянности, приведут нас к вечным мукам.
В этой жизни мы полагаем твердое основание, сообразно с которым будет возведено и все будущее здание. Другая важная черта христианского воззрения на жизнь состоит в том, что жизнь всецело от начал до конца проходит под водительством провидения Божия. Воля Божия ведет нас на жизненном поприще иногда такими путями, которыми мы вовсе не рассчитывали. Она сохраняет жизнь людям там, где по человеческим расчетам, не было спасения; она полагает и предел нашей жизни. Со стороны человека требуется только, чтобы он был послушен воле Божией, и твердо уверен, что всеблагая воля Божия спасет его.
Необычно просто это воззрение, дарованное нам христианством, но оно вместе с тем настолько возвышенно и цельно, что мудрость человеческая в течение целых веков не изобрела ничего подобного.
Усвоивши себе христианское воззрение на жизнь, мы избежим всех уродливых воззрений, изобретенных мудростью человеческой. Мы не скажем, что жизнь есть наслаждение и пир веселый, что нужно всякому спешить наслаждаться удовольствиями и счастьем, пока смерть не сокрушила в наших руках чашу наслаждения. Мы не скажем вместе с людьми разочарованными, что жизнь есть тюрьма и больница, одно зло и несчастье, так как хорошо знаем, что в жизни есть благие и чистые радости, за которые нельзя не чувствовать благодарности к Творцу и Промыслителю. Не помирится наше сердце с теми новейшими мыслителями, которые говорят, что жизнь есть борьба за существование. Это учение сделало бы людей зверями, которым свойственно насилие над слабым.
Христианское воззрение на жизнь приносит нам такой мир и покой, каких не могут дать мудрования человеческие. Оно уверяет, что власть Вседержителя направляет к добру все пути человека, послушного ее велениям и указаниям, и исправляет зло, происходящее от нашего неразумия и непослушания, что без воли Божией и волос с главы нашей не погибнет, что наша жизнь и смерть в руках Божиих. Скорбь и беда, радость и счастье ниспосылаются человеку по воле Божией. Чего же бояться и чем смущаться человеку? Бестрепетно смотрит христианин на все жизненные невзгоды и превратности в твердой уверенности, что Бог все приведет к доброму концу.
Саму смерть, когда б и как она ни пришла, он встречает как вестницу вечного мира и покоя, которая раньше пли позже придет ко всякому человеку. Обуреваемый волнами моря житейского, твердо и непоколебимо стоит истинный христианин, утвержденный на незыблемом камне веры и одушевляемый любовью к Богу и твердой надеждой на Него.
Веруйте, братья, в Бога и Господа нашего Иисуса Христа. В этой вере ищите опоры, одобрения и утешения, и найдете мир и покой душам вашим.

Цель жизни

Живем мы изо дня в день, и не думаем почти о цели нашей жизни. Промышляем себе пропитание, одеяние и прочее, и думаем, чуть ли не все до единого, - что жизнь наша только и состоит в том, только и дана для этого. Тогда как это лишь подобие нашей жизни, самое же главное назначение нашей земной жизни состоит совсем не в том.
В чем же?
В начале Бог создал человека, и мы рождаемся с Божия благословения главным образом для прославления имени Божия; в благоугождении Богу должна состоять задача жизни пашей. В мире все существует для чего-нибудь. Земля и вода - на пользу общую всех тварей; травы и растения - на пользу птиц, зверей, скотов, а эти последние - на пользу человека. Так и идет все кругом.
А человек для чего существует? Без сомнения, не для себя только. По писанию, человек создан от Господа для того, чтобы было кому на земле понимать, ценить и прославлять творческую премудрость Создателя, и чтобы потом, навыкнув славословить Господа на земле, от земли преселялся бы на небо способным к этому славословию, и там вступил бы в сонм небожителей, св. ангелов - для пополнения их тьмочисленных ликов, на место тех отпадших от Бога духов, которые ниспали из сонма ангельского и известны под именем злых духов, демонов.
Цель нашей жизни поэтому та, чтобы приготовить себя к общению с ангелами, навыкать заранее небесным, ангельским обязанностям, из коих главнейшая - непрестанно славословить Господа. Вот и должны мы, братья, следить из года в год, насколько успешно идет наше приуготовление в этом отношении. И как в телесной жизни мы не останемся на одной степени и проходим возрасты: младенческий, юношеский, мужества и старости, так и в духовной жизни нельзя всю жизнь оставаться младенцами в вере, а надо стараться восходить нам, мало-помалу, от силы в силу, - до тех пор, пока достигнем все в меру полного возраста Христова.
А из нас большая часть и внимания не обращает, как текут дни жизни. Время летит стрелой; а мы живем так, как будто и всегда будем жить на земле. Многие дожили до старости, а о деле спасения для неба, для вечной жизни с Богом, мало кто помышляет. Будем как можно чаще приводить себе на ум: зачем мы живем здесь на земле, так ли ведем себя, как бы следовало, сообразуемся ли с Божиим о нас предназначением.

Тайна долголетней жизни

"Было время, когда люди жили по нескольку сот лет, а теперь дние лет наших, в них же семьдесят лет, аще же в силах, семьдесят лет, и множае их труд и болезнь" (Пс. 89, 10). Но и до такой старости едва ли доживает один из десяти: остальные девять умирают - кто еще в детстве, кто в юности, а кто в мужеском возрасте. Времен давно минувших, конечно, уж не вернешь назад; но все же кому из нас земнородных не хотелось бы пожить подольше? И кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долговечной жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы - избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти со своей острой косой, прежде чем седина украсит их головы? Эти старцы - святые подвижники; их жилища - тесные кельи, дикие пустыни, темные пещеры да дебри непроходимые! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев - свидетелей. Раскройте жития святых отцов, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном Богослужении; затем - коленопреклонения и молитвенные стояния по целым часам у себя в келье; потом - рукоделие, тяжелые труды монастырских послушаний, и - час, полтора в сутки для отдыха; при всем этом, пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелье... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет!
Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий - 97 лет; Феодосии, общих житий начальник - 105 лет; Макарий Александрийский 90 лет; Паисий Великий 95 лет; Савва Освященный и Иоанникий Великий по 94 года; и наши русские подвижники: Преподобный Никон Печерский 90 лет; преп. Сергий Радонежский 72 года; Кирилл Белозерский 90 лет; Александр Свирский 85 лет; Евфимий Суздальский 88 лет; Макарий Желтоводский 95 лет; Савва Крыпецкий около 100 лет; Корнилий Комельский 80 лет; и др. Еще труднее жизнь одинокого пустынника. Живет он под открытым небом, или в какой-нибудь пещере, в древесном дупле. Одежда у него - одна и та же во всякое время года, одно рубище на целые десятки лет, без головного покрова, без обуви; иногда - совсем обнаженный, он переносит безропотно и палящий зной солнечный, и лютые морозы, и бури, и ненастья. Сухая корка полугнилого хлеба, или же только дикие плоды, корни, листья, несколько капель воды - вот вся его пища, но и и этой пище он часто отказывал себе по несколько дней, по целой неделе. Такой образ жизни изменял самый внешний вид пустынников: они иногда обрастали длинными волосами, тело их принимало темный цвет, с людьми они не встречались, иногда по несколько десятков лет и, встречаясь, спрашивали, стоит ли еще мир, давно ими покинутый?
Кажется, и месяца не прожить бы нам в такой обстановке, а они всю жизнь свою так проводили, да притом еще жили по сколько: преп. Павел Фивейский жил всего 113 лет, из коих в пустыне 90 лет; Антоний Великий всех 105 лет - в пустыне 70 лет; Макарий Египетский 97 лет, Онуфрий Великий только в пустыне 60 лет. Илларион Великий 80 лет, Илия Египетский - в пустыне 70 лет, Кириак - 107 лет, Анин - 109 лет, Иоанн Молчальник 104 года, Павел Комельский всего 112 лет, из коих в пустыне 50 лет, да в монастыре 40 лет и др.
Были св. затворники, можно сказать, заживо погребенные в темных пещерах и кельях: эти затворы не имели ни входя, ни выхода и были так тесны, узки, низки, что св. затворники находились постоянно в согбенном, почти неподвижном положении. Кусок хлеба, глоток воды, и то не каждый день - вот все, чем они питались. С людьми-почти никакого общения, кроме слова назидания или благословения. Долго ли, кажется, можно прожить в таких гробах? А вот они по сколько жили, и притом только в затворе: Преподобный Авраамий 47 лет, Петр Афонский 52 года, Антоний Печерский 56 лет (всего 90 лет), Иоанн Многострадальный - 30 лет, преп. Иринарх 38 лет (а всего 69 лет) и др.
Наконец - были еще столпники. Трудно и представить себе этот великий подвиг. Всю жизнь, день и ночь, зиму и лето, несмотря на жару и морозы, бурю и непогоду, столпник стоял неподвижно, точно пригвожденный к своему столпу; его ноги отекали, загнивали, покрывались ранами, тело цепенело от разных перемен воздушных, а при этом еще самый строгий пост, саман скудная пища, а то через день, через два. Вместо сна легкая дремота, опершись на перило или перекладину столпа. Да возможно ли, кажется, вынести такой подвиг хотя в продолжение нескольких недель? А они выносили, да еще вот по сколько лет: Симеон Столпник жил всего более 100 лет, стоял на столпе около 80 лет; Даниил - всего 80 лет, на столпе - 33 года; Симеон Дивногорец всего 85 лет, на столпе 70 лет; Алипий всего 118 лет, на столпе 53 года; Феодосий на столпе 50 лет; Лука на столпе 45 лет - и др.
Вот по сколько жили св. подвижники. Скажут: "То были святые люди: их уже Сам Бог хранил Своею благодатью. Где же нам, грешным, брать с них пример"?
Но, во-первых, никто и не говорит, чтобы нужно было непременно бросить мир, бежать в пустыню, заключаться в затворы и искать спасения на столпах; у нас идет речь о долголетии, и вот мы указываем примеры долголетней жизни у св. подвижников, а эти примеры ясно говорят, что строгие посты, умерщвление плоти и другие подвиги христианские вовсе не сокращают жизни человеческой, как думают мудрецы века сего, и что, стало быть, св. заповеди Божии о посте и воздержании нисколько не противоречат природе человеческой. Во-вторых, правда и то, что Бог особенно хранил и продолжал жизнь Своих угодников, дабы они своим словом и примером, пользовали и других. Однако же не следует забывать, что ведь Господь за это и дарил им долгую жизнь, что они жизнь всецело Ему же на служение посвящали. Значит: живи по-Божьи. Бог и тебя благословит долголетнем, их хранил, и тебя сохранит, Он им помогал, и тебе поможет.
Свято слово Его неложно говорит: "Разумети закон Божии, а стало быть, и свято блюсти Его святые предписания - дело доброе, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота" (Притч. 9, 11).
Наконец, надобно еще вот что сказать: уж слишком мы привыкли извинять себя тем, что мы не святые, что мы люди грешные. А того и не хотим понять, что ведь святые-то были такие же люди, как и мы; что ведь и они имели ту же плоть и кровь - не Ангелы ведь были, а стало быть, и голод, и жажду, и стужу и зной - все так же ощущали, как и мы. Стало быть, напрасно мы думаем, будто святые так уж и жили только одной благодатью. Нет, в том-то и дело, что самая простота их жизни, самая строгость подвигов, их суровые посты, тяжелые труды, все это и было, разумеется, не без содействия благодати Божией, причиной их долголетней жизни,
Каким образом?
А вот послушай: есть у нас один враг жизни - это грех; его оброки - болезни и смерть. И с какой жадностью этот господин собирает свои оброки! Пьянице он властно говорит: тебе долго не жить - ты мой! Блуднику тот же приговор: твоя развратная жизнь скоро истощит твои духовные и телесные силы, сведет тебя в могилу - ты мой! Честолюбцу и сребролюбцу говорит: зависть, как червь, подточит и засушит ваши кости и сократит ваши дни - вы мои...
И вот святые Божии всю жизнь вели борьбу с грехом, и крепко побеждали в своем сердце этого лютого врага: оттого он и не смел пресекать их жизни серпом смертным прежде, чем они, как пшеница Божия, созревали для житницы небесной.
Итак, грех - вот настоящий враг нашей жизни, во всем воздержание - вот мать здравия и долгоденствия.
Святитель Митрофан Воронежский такое правило давал: "Мало пий, мало яждь - здрав будешь".
Вот в чем тайна долголетней жизни. А стало быть, и те, кто говорит, будто "всякому уж какой предел положен, кому сколько Бог назначил жить, столько и проживет", - говорят неправду: Бог назначает предел жизни твоей, смотря по тому, как ты живешь: будешь жить хорошо - Бог я века тебе прибавит; будешь жить худо - и на долгую жизнь не рассчитывай: твои же грехи сократят ее и отнимут у тебя прежде времени. "Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Уклонися от зла, и сотвори благо" (Пс. 33, 13, 15). Это урок многоопытного Царя и Пророка Давида.

Издательский отдел Владимирской Епархии. Владимир 1991 год.
(сохранена орфография оригинала)
Источник (внешка): http://selci.orthodoxy.ru/frame/f-pchel/f-taina-z.htm



Счастье не зависит от обстоятельств

– Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
– Да, я счастливый, абсолютно счастливый человек.
– Что такое счастье? Счастливы ли все счастливые от одинаковых причин, или каждый счастлив по-своему? Есть ли механизм обретения счастья, который был бы доступен каждому человеку?
– Я убежден, что счастье зависит не столько от обстоятельств нашей жизни, от того, что вокруг нас, сколько от того, что внутри нас. И если счастье внутри себя найти очень сложно, то вовне его найти нельзя совсем. Счастье – это не внешние благополучные обстоятельства нашей жизни, но это внутреннее состояние нашего духа.

С нами, со священниками, люди говорят откровенно гораздо чаще, чем с кем бы то ни было другим. Из своего опыта я могу вспомнить множество случаев, когда, исходя из внешних обстоятельств, человек просто должен, как думают окружающие, светиться радостью, но он печален. У него есть семья, есть достаток, есть свое дело, его родные здоровы. Но ему грустно, его душа не находит покоя: она ищет чего-то большего.

Иногда говорят, что к Богу приходят в несчастье, в бедах, что в добром здравии никто не приходит к Богу. Я не согласен с этим утверждением. Когда дела у человека идут плохо, ему часто бывает не до Бога, ему необходимо срочно действовать, принимать решения. Но вот когда у человека в жизни однажды сняты все проблемы, то вот тогда он обнаруживает внутри себя вакуум, пустоту, которую необходимо, оказывается, заполнить. Он понимает, что его внешнее благополучие не просто недостаточно для него, что оно не прочное, не настоящее. Душа же ищет чего-то настоящего, прочного, подлинного. Найти это она сможет только в Боге.

Я думаю, что высшее счастье вполне объективно. Субъективно человек полагает себя свободным в выборе счастья, и ставит перед собой всевозможные цели, достижение которых должно, как он предполагает, сделать его счастливым. И что же? Он достигает этих целей, но не становится счастливым…

Разговор о счастье – это продолжение разговора о смысле человеческой жизни, ведь без обретения смысла никакого счастья быть не может, оно приходит тогда, когда человек обретает подлинный смысл своей жизни и выстраивает свою жизнь в согласии с ним.

Христиане черпают ответы на все свои вопросы в книге, которая называется «Евангелие», что переводится как «благая весть», или иначе - «весть о счастье». Эта книга как раз и рассказывает человеку о том, как достичь счастья. Настоящего счастья! Иисус Христос, о чей жизни повествует Евангелие, пришел в мир, чтобы помочь людям стать по-настоящему счастливыми. В Евангелии от Иоанна, в семнадцатой главе, читаем, как Иисус, перед тем, как уже идти на смерть, молится своему Отцу за своих учеников. И он говорит: «хочу, чтобы они имели радость мою совершенную в себе». СОВЕРШЕННУЮ! Радостных моментов в нашей жизни немало. Встречи, праздники, успехи на работе… Да мало ли всего того, что может нас на какое-то время сделать радостными. Все это действительно хорошо, но не на долго. Если бы нам достаточно было известных нам маленьких радостей, то вопрос о счастье и не стоял бы так остро в жизни людей.

И вот Христос говорит людям: «Я могу дать вам эту радость, могу дать вам радость совершенную! Я могу дать вам ту радость, больше которой человеку не потребуется, ту радость, которой вы вечно будете удовлетворены». Евангелие говорит об этом во многих местах, например, известен эпизод, когда Иисус поднимается со своими учениками на гору и преображается перед ними, эпизод, вспоминаемый нами в празднике Преображения Господня.

Что значит Его преображение, как оно выглядело? От Христа начало исходить дивное сияние, необыкновенная красота открылась в Нем ученикам, которую невозможно было передать словами. И один из Его учеников, Петр, наблюдавший это, сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три кущи (то есть, шалаша) и останемся здесь навсегда!» По-другому говоря, смысл этих наивных, немного детских слов заключается в том, что Петр нашел вдруг ту радость, которую хотел бы сделать бесконечной.

Обычно людям подобные мгновения, которые хотелось бы остановить, приходится переживать очень редко или вообще никогда. То, что пережили апостолы на горе Фавор, было таким мгновением. Но Христос не позволил им его остановить. Суть Его слов, Его учения сводилась к тому, что в земной жизни и апостолам, и иным людям доступно увидеть только отблеск того блаженства, того счастья, которое ожидает нас в Царстве Небесном, если мы сумеем в него войти.

В Евангелии от Иоанна есть другой интересный эпизод, в котором Христос встретился с самарянкой и попросил у нее напиться. И вот в разговоре с этой женщиной Он говорит, что тот, кто напьется воды, которую она может дать, снова будет жаждать. А испив воды, которую даст Он, человек перестанет жаждать вовек… То есть во Христе мы обретаем такое счастье, выше которого уже не найти.

Так я верю. И мой жизненный опыт это подтверждает.

До того, как стать верующим человеком, не говоря о том, чтобы стать священником, в молодости я часто испытывал приступы острой, необъяснимой тоски. И они совпадали как раз с благополучными периодами моей жизни. Но когда я уверовал, то изменилось мое отношение к миру и людям, и теперь, скажу честно, даже крупные неприятности, проблемы не могут поколебатb моего состояния внутреннего счастья. Что бы ни произошло, я чувствую, что самого главного все это отнять не может. Внешние обстоятельства, которые бывают тяжелы, уже не имеют на меня того влияния, как раньше. Поэтому я уверен, что со Христом, во Христе человек счастлив по-настоящему.

– Вы рассказали о счастье, с которым живут верующие люди. Но если мы вспомним о неверующих людях, то они, как правило, пытаются собрать свое счастье исключительно из маленьких радостей – встреч, приобретений, потребления пищи и напитков, секса. Однако, если истинная радость может быть принесена нам только Богом, с небес, то означает ли это, что сами мы способны найти на земле только удовольствие?
– Вы знаете, и еда и встречи, и некоторые покупки, и радость от завершения трудной работы являются, в сущности, нормальными удовольствиями. Я хорошо отношусь к ним, и такого рода вещи имеют место быть и в моей жизни, они совершенно нормальны. Православная Церковь в целом относится доброжелательно ко всем естественным человеческим радостям и не запрещает их, если они не греховны. И мы, священники, радуемся также в своей жизни тому же самому, чему радуется мирянин. Но есть отличия в отношении к таким простым радостям у человека верующего и неверующего.

Верующий человек, приходя к вере, открывает то, что он любим, что всегда с ним Тот, Кто его любит. И самая главная радость и заключена в этой любви. Когда до человека начинает доходить смысл этих простых слов, когда он понимает, что его любят, и это любовь, которой любит каждого из нас Бог, неизмеримо больше любой любви, которая может быть на земле между людьми, тогда ему и открывается смысл той совершенной радости, о которой мы говорили.

О любви Божией говорят очень много, и не только православные христиане. Но слышать и знать о ней - одно, а ощущать ее - совсем другое.

В чем суть духовной жизни? Думаю, в том, чтобы человек смог ощутить любовь Бога к себе. Чтобы любовь Бога перестала быть для него просто приятной информацией, которую он воспринимает умом, но чтобы она стала живым, актуальным переживанием И собственно, всё, что мы делаем в Церкви, все наши молитвы, посты, богослужения, все церковные таинства направлены именно на то, чтобы сделать сердце человека способным ощущать любовь Бога. И человек верующий счастлив в той степени, в которой он открывает Божественную Любовь в своем сердце, и тогда радость уже никто и ничто не способно поколебатb. Ведь, поскольку любовь Бога превосходит мыслимые пределы любви людей, то для человека, открывшего эту любовь, перестает иметь решающее значение любовь или нелюбовь к нему окружающих людей. Хотелось бы, конечно, чтобы и окружающие тебя любили, но это уже становится совсем не главным.

И вот когда человек осознает свои отношения с Богом как отношения, происходящие в любви, то он начинает воспринимать всё доброе, что есть у него в жизни, как проявления этой любви. Помню, когда моя дочь была еще маленькой, мы вышли с ней однажды погулять. И она мне улыбнулась такой прекрасной детской улыбкой, что подумалось: «Ничто не может быть более трогательным и прекрасным, чем улыбка твоего ребенка?» Но тут же в сердце открылось, что на самом деле мне сейчас улыбнулся Бог, улыбнулся улыбкой моей дочери. Тотчас нахлынула в душу такая волна ответной любви к Господу! Всякая любовь, всякая чистая радость в нашем мире всегда только от Него, все прекрасное, что есть в жизни людей, – это различные проявления Божественной любви!

И если ты слышишь от кого-то доброе слова, то это слова, сказанные Богом через этого человека. Все это не умаляет значение самого человека, через которого это пришло. Не умаляет его труда и его любви к тебе! Напротив, от этого он становится еще более дорог.

Как говорил отец Александр Шмеман : «кусок хлеба берешь, и для кого-то это просто пища, а для кого-то – любовь Божия, которая в данный момент материализовалась в этом куске хлеба». И даже вкус такого хлеба меняется, если ты начинаешь понимать, что твоя способность чувствовать его и получать от него удовольствие – это тоже Божий дар, тоже проявление его любви.

Или вот еще пример, который мне очень нравится: возьмем авторучку. Простую авторучку. Вы купили ее в магазине, вы писали ею, а потом потеряли – и все. Пошли и купили новую. И другая ситуация: человек, бесконечно дорогой для вас, любимый, подарил вам эту авторучку. Эта авторучка тогда становится для вас очень дорога, вы будете вспоминать о любви того человека к вам, когда будете пользоваться ею. И если вы потеряли такую авторучку, то вы очень расстроитесь. И когда вы купите опять такую же ручку в магазине, она будет уже не та, что прежняя. Для других людей потерянная авторучка была только средством для письма, а для вас – знаком любви того человека к вам.

Так вот, когда человек соединяется в своей вере со Христом, то не отдельные предметы, не отдельные события в своей жизни, не отдельные удачи или приятности, но весь мир теперь такой верующий человек воспринимает как проявление Божией любви. И все наши простые радости и удовольствия, таким образом, если они не греховны, это тоже встречи с Богом, с его любовью к нам. И поэтому верующие люди начинают с молитвой любое дело, в частности, трапезу, свидетельствуя тем самым свою благодарность Богу.

Когда мы научаемся видеть за самыми простыми нашими радостями Того, от кого все они исходят, то вся жизнь превращается в сплошное ликование, молитву.

В этом отношении нелишним будет вспомнить о языческом подходе к жизни. У меня был знакомый, который только шел к Церкви, но у него уже была замечательная привычка за всё обязательно благодарить в жизни тех людей, и те явления, которые приносили ему радость. Когда я пришел к нему домой освящать его квартиру, то увидел всюду развешанные таблички, содержащие слова благодарности. Так, например, на кране висела такая: «благодарю тебя, водичка, за то, что напоила меня!» А над газовой плитой: «благодарю тебя газ, за то, что даешь мне огонь!». И такие таблички были повсюду, позволяя владельцу квартиры находиться в постоянном благодарении ко всему вокруг. Правильно это или нет?

С одной стороны, это очень симпатично, но я сказал ему тогда, что это хорошо, но есть в этом нечто языческое. Этот человек уже дозрел до того, что за все в жизни надо благодарить, но еще не успел понять, кому нужно обращать слова благодарности. И пока обращал слова благодарности к явлениям и вещам, но еще не к Источнику всякого блага на земле, не к Тому, кто дает ему всё это. Но когда человек обнаруживает этот Источник блага, Источник вечной любви, его жизнь достигает цели, и он пребывает в радости.

Умение искренне благодарить Бога даже в скорбях и бедах свидетельствует об очень высоком духовном состоянии человека. К этому состоянию надо стремиться. Как к этому стремиться? Вообще, можно ответить коротко: жить церковной жизнью, жить в Церкви. Человек, познакомившийся с Евангелием, с известными истинами о необходимости жить в любви с Богом и людьми, и согласившийся с ними, еще не будет способен автоматически переменить свое сердце. Он по-прежнему продолжит грешить, даже и ненавидя себя за это. И именно церковная жизнь помогает пойти дальше осознания этих истин, не просто знать их, а жить ими.

Одно из принципиальных отличий в подходах к совершенствованию себя христианина от человека неверующего заключается в том, что неверующий человек, стремится он к добру или ко злу, рассчитывает все-таки только на себя и других людей, а христианин заранее понимает, что своих сил для достижения совершенства в добре и любви ему недостаточно, что человек серьезно ограничен в своих возможностях. Христианин понимает, что совершенствование себя, своей жизни возможно всерьез только с участием Бога, с участием божественной благодати. И когда благодать свыше сходит в наше сердце, то только тогда человек начинает меняться.

Вспомним, что говорил Христу апостол Петр: «если все от тебя отрекутся, то я не отрекусь, я пойду за тобой в темницу и на смерть». Он искренне верил в это и хотел этого. Но, как и предсказал Иисус, трижды отрекся от своего Учителя , когда, назваться Его учеником стало грозить неминуемой гибелью. Но когда благодать Господня сходит на человека, то у человека появляются невиданные силы. И мы знаем множество историй мучеников, которые бесстрашно приняли мучительные казни от нехристиан во имя Христа.

Есть очень интересный критерий того, насколько уже человек движется путем истинным вместе с Богом, насколько Бог участвует в сердце человека. Христос учит нас: «любите врагов своих». Другие религии также призывают отказаться от наказания зла злом, призывают к терпению зла, направленного против нас. Но христианство учит именно любви! И многие люди мне, конечно, говорят, что считают этот закон противоестественным, невозможным для себя. Они говорят: «я могу не отвечать ему злом на зло, я могу постараться не желать ему зла, могу постараться сделать такому человеку нечто хорошее… Но как я могу его любить? Любовь это состояние, ощущение, как его достигнуть в этой ситуации? Любить врагов – это противоестественно для человека». Правы ли люди, говорящие так?

Конечно, они правы. Любить своих врагов не естественно для человека. Но они не правы, если говорят, что любить врагов противоестественно. Это – сверхъестественно! Христос любит нас именно такой любовью. И вот если человек все-таки ощущает, что он любит того, кого ему по здравому соображению любить было бы нельзя, то это верный знак, что в таком человеке действует Святой Дух, что это не его только воля и желание. И это понимание переносится и на другие скорби, печали, страдания: когда в человеке действует Дух Святой, то у него получается, и получается легко то, что в естественном человеческом состоянии у него не получилось бы, у него получается оставаться счастливым и оставаться верным своей любви к Богу несмотря ни на что.

Я понимаю, что многие из тех, кто прочтет это интервью, станут возражать мне, будут недовольны тем, что я назвал истинным только счастье со Христом, в Духом Святом, с Церковью. И из сказанного мною можно, наверное, сделать вывод, что неверующий человек или верующий в других богов обречен никогда не найти истинной радости, и также не может надеяться на счастье человек верующий, но слабо работающий над собой. Потому я хотел бы уточнить следующее: в жизни всё совсем не так просто и прямолинейно, как прозвучало в нашем с Вами разговоре, всё гораздо сложнее. Вера не всегда бывает осознанной, и бывают случаи, когда человек воспринимает себя неверующим, но в действительности он знает Бога и живет согласно с Ним. И напротив, мне известны случаи, когда человек, внешне живущий в Церкви, оказывается очень далек от понимания Бога и от способности воспринять Божественную любовь.

И далее. На сайте Пережить.ру мне приходится читать множество историй о страданиях, потерях и неудачах людей, многие из которых не относят себя к категории верующих. Конечно, мне очень хочется всем им дать один и тот же простой совет: «ребята, приходите к вере, идите в церковь! Постигайте Православие, живите в вере, и спасетесь сами вы, и ваши близкие и друзья!» Но ничего не случается сразу, всё происходит постепенно, и если бы я давал такой совет, многие люди, не готовые ещё прислушаться к нему, разозлились бы на меня и других подобных советчиков и не получили бы помощи. Но если человек хотя бы с малого начинает стремиться стать лучше, чем он есть, он уже находится на пути к счастью, даже если он еще не встретился с Богом. Если человек самым серьезнейшим образом относится к совести, даже если его совесть воспитана была его родителями без Библии, если он старается не делать того, против чего его совесть протестует, то он находится на пути к счастью.

Бог есть любовь, и не только пребывающий в Боге пребывает в любви, но и пребывающий в истинной любви пребывает в Боге! Ничто так не отвратительно для Бога, как эгоизм. И если мы представим два полюса – добро и зло, то на одном из этих полюсов будет полный эгоизм, а на другом, на полюсе добра, будет полный отказ от самого себя, полное самозабвение для других. Как сказано в одной молитве: «забывающий себя обретает себя, и отдающий себя обретает себя». И я думаю, что в той мере, в какой человек живет не для себя, а для других, в той мере, в которой человек склонен отдавать, нежели брать, в той степени он находится на праведном пути, даже если он пока еще не назвал Христа своим спасителем. Скорее всего, у такого человека рано или поздно встреча со Христом состоится, но я надеюсь, что даже если такой человек в этой жизни Христа не встретит, то Христос все равно встретит его после ее окончания и признает Своим. Но, хочу оговориться, это не строгая истина. Безусловно, желательно чтобы человек был последователен, и если уж он выбрал для себя путь Христа, то неплохо было бы назвать этот путь по имени. И всем, кто ищет счастья, я этого желаю.

Особо я хотел бы обратиться к неверующим людям, к тем, кто не осознает себя верующими. Я не хотел бы выступать в роли агитатора, но я хотел бы пожелать таким людям попытаться изучить вопрос веры, понять, что такое Православие, в чем заключена сущность нашего учения, узнать историю его рождения и жизни до наших дней. Мне кажется, оно того стоит.

Я помню в молодости, когда я был учителем русского языка и литературы, еще в советскую эпоху, на телевидении была передача «Встреча с Эльдаром Рязановым». И ему задали вопрос: «Верите ли вы в Бога? Только, пожалуйста, скажите честно!» В то время все “нормальные» люди были неверующими, если человек говорил о своей вере громко, то он считался вроде сумасшедшего, считался чудаком. Поэтому этот вопрос звучал странно. Но Рязанов ответил на него удивительно. Он сказал: «Я не могу назвать себя атеистом потому, что на самом деле я невежда. Я атеист от невежества. Атеисты девятнадцатого века, российские интеллигенты той поры, были настоящими атеистами. Они знали Закон Божий, с детства они знали Православие, и сознательно отвергли его. Вот они и были атеистами. А я ничего не знаю о вере. Я не верю не потому, что в этом заключена моя сознательная позиция, но потому, что я не знаю, что такое вера, меня никто ей не учил».

Меня тогда задел его ответ. Я подумал, что он прав, что все мы, советские люди той поры, были атеистами по невежеству, мы отвергали то, о чем ничего не знали. В школе, в университетах нас учили отсутствию Бога, но мы никогда не учились вере, никогда на личном опыте не проверяли, что такое вера. Мы не разбирали позицию верующего человека. И вот тогда я стал интересоваться верой, я стал доставать книги о Православии, я читал богословские труды, читал книги Бердяева и Владимира Соловьева, но я при этом и не собирался когда-нибудь стать верующим. Я думал, что так и останусь неверующим, но стану грамотным неверующим, и для этого хотел узнать то, что я отвергаю.

Но когда я стал читать эти книги, то постепенно я проникался уважением к глубине, логике и красоте культуры Православия, которая открылась мне, я увидел, что за верой в Бога стоят гораздо более серьезные основания, чем за неверием. Я увидел, что аргументы веры убедительны, логичны, я увидел тот простор, который открывает вера перед человеком. А до этого я склонялся к тому, что жизнь, как однажды написал Пушкин, «дар напрасный, дар случайный», что все мы в конце концов умрем, и этим все и кончится. И вдруг мне открылось, что всё не так, не так плохо, а даже наоборот! И поэтому теперь, помня о своем опыте, я не говорю неверующим: «становитесь верующими», но я говорю им: «думайте, читайте, учитесь, размышляйте, а там уж как Господь даст!». Приход к вере в любом случае возможен только изнутри, привести к ней извне, как-то механически нельзя.

– Жизнь состоит не только из приятных, но и из неприятных событий. И, конечно, мы должны радоваться всему приятному и хорошему и благодарить за это Бога, видя в радости его любовь к нам. Но что же нам делать тогда, когда с нами происходят неприятности, когда страдание входит в нашу жизнь?

Я хотела бы рассказать о том, как я впервые почувствовала огромную любовь Бога. Прежде, до этого, я боялась Его. Я почувствовала эту огромную любовь тогда, когда очнулась на операционном столе с хорошим диагнозом: моя опухоль оказалась не раковой, а обычной. А перед тем, как отправляться на операцию, я сказала: «Господи, если я выздоровею, то я обещаю всё исправить». И когда я очнулась и узнала, что у меня всё будет хорошо, я почувствовала реальный поток любви, направленный на себя. Вскоре после этого я поправилась, даже не применяя обезболивающих средств, поскольку не чувствовала боли. С того момента я стала чувствовать не только свою вину перед Богом, не только видеть Его наказания, но стала чувствовать и Его любовь. Но, к сожалению, со временем ощущение этой любви, как идущего в мое сердце потока я больше не чувствовала. Но мне очень хотелось бы опять вспомнить то состояние и всегда находиться в нем! Как к этому прийти? Как не роптать, в случае неудачи или горя, как чувствовать настоящую благодарность к Богу, а не только механически его благодарить?


– Это сложный вопрос… Мы говорили о том, что к Богу нужно испытывать любовь. А любовь может выражаться различными способами. Как любовь выражается в жизни? Бывает, для воспитания детей приходится гневаться на них, наказывать их, но ведь и эти наказания тоже будут проявлениями любви! Бог никогда никого не наказывает в смысле кары, он любит всех и хочет всех ввести в Царствие Небесное. И если попускает какие-то бедствия, страдания в жизни человека, то только для того, чтобы отрезвить и исцелить его, чтобы помочь ему исправиться.

Но если мы говорим о любви человека к Богу, о проявлениях этой любви, то мне кажется, что она может проявляться в виде благодарности, а также в чувстве стыда перед Ним, о котором говорите вы. Такой стыд появляется в нас, если застает нас за неблаговидным поступком или за сквернословием человек, которого мы очень любим, которым мы очень дорожим. В отношении к Богу чувство благодарности наиболее прекрасно. Вообще, чувство благодарности – это высшее чувство, которое способен переживать человек.

И если с благодарностью все понятно, то стыд – это как бы сигнал нам о наших душевных проблемах, и от стыда нужно избавляться – через покаяние. И когда человек исповедует свои грехи, когда он просит и получает у Бога прощение за них, то он испытывает невероятную радость. Это парадокс: тот, кто вообще не грешил, не испытает той радости, которую испытает тот, кто согрешил, но который был прощен. Это сходно с тем, как здоровый не испытывает радости от своего здоровья, но вспомните, что чувствовали вы, когда выздоровели! Также и здесь, при условии, что человек искренне просит прощения и ощущает свое прощение и верит в его возможность. Бог всегда прощал и прощает, и будет прощать человека, все его грехи.

– Мне стыдно из-за того, что негативные стороны моего характера, мои недостатки, несмотря на мои покаяния, опять проявляют себя! И мне стыдно снова и снова исповедовать одни и те же грехи, которые я, вопреки исповедям и вере, совершаю опять.

– А куда Вы можете деться от этого? Человек таков, какой он есть, и он сам не может изменить себя, это практически невозможно. Порой неверующие люди попрекают нас, верующих, этим. Они говорят: «вы каетесь, а потом грешите опять, в чем же смысл вашей веры?» Эти упреки происходят, как правило, из очень поверхностного понимания человеческой природы. К сожалению, человеческий характер изменить почти невозможно, хотя и можно отказаться от определенных поступков. Вор может отказаться от воровства, а лжец – от лжи, но характер этих людей может при этом остаться прежним.

Но характер, темперамент человека не изменяются даже с покаянием. Было бы удивительно, если бы покаяние немедленно приносило исцеление, само по себе. Но если человек в союзе c Богом ведет упорную борьбу с собой, со своими недостатками, если он не ропщет на судьбу, но стремится изменить себя, то очень медленно, так медленно, как медленно растет дерево, он все-таки меняется. На это требуются годы! И когда ко мне приходят люди, и говорят мне: «Как стыдно, батюшка! Я опять согрешил в том же, в чем и всегда!», то я отвечаю: «Cлава Богу, что новых грехов не появилось». Грехов нет только у Господа, а мы можем только стремиться к избавлению от них, и эту духовную брань с собой нам надлежит вести до смерти.

Никогда нельзя отчаиваться, Бог знает все наши слабости и грехи, но любит нас такими, какие мы есть. Каждого из нас. Как говорили святые, вся человеческая жизнь – это война с пороками, но война не от победе к победе, а от поражения к поражению. Ценна не только наша победа, ценно наше вставание после каждого падения и продолжение борьбы. Но однажды с помощью Бога мы понимаем, что в чем-то стали крепко стоять на ногах. Бог всемогущ, ему ничего не стоило бы всех нас очистить от грехов, всех нас сделать святыми. Но Он хочет, чтобы мы свободно, самостоятельно потрудились и поборолись.

Есть еще интересный парадокс: иногда кажется, что от того, что мы, церковники, говорим, что Бог всегда простит человека, следует, что человек, слыша такие слова, станет легкомысленно относится к греху, станет грешить с легким сердцем. На самом деле, все происходит наоборот. Когда у человека появляется убеждение, что Бог его все равно простит, именно тогда у него появляется решимость больше не грешить. У Веры Василевской есть такой момент: в детстве она совершила некий плохой поступок, и приходит к своей матери за прощением. Мать прощает ее. Вера опять совершает тот же какой-то проступок и опять приходит к матери. И мать опять ее простила. И еще раз. И тогда она спрашивает: «мама, сколько же ты будешь меня прощать?». И мать отвечает: «всегда буду прощать!» что же мне делать?» И вот когда она услышала это, то, по ее словам, никакая уже угроза не прозвучала бы в устах матери так сильно, как ее обещание всегда прощать. Ведь тогда, когда человек знает, что будет всегда прощен, то он отказывается от своего греха не из-за страха, а уже по любви, по любви к такому всегда прощающему человеку. И также по любви мы отказываемся от зла ради всегда нас любящего и всегда нас прощающего Бога.
© Pobedish.ru

Протоиерей Игорь Гагарин
Источник (внешка): http://www.pobedish.ru/main/radost?id=125

Последний раз редактировалось Алексей; 09.08.2009 в 16:22.
Алексей вне форума   Ответить с цитированием
 


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +3, время: 21:00.

Рейтинг сайтов Ufolog.ru
Форум Непознанное основан в 2008 году. При копировании материалов форума, обратная ссылка обязательна.   Обратная связь - Непознанное. - Вверх

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot