|
Психология Психология человека |
|
Опции темы | Опции просмотра |
22.04.2009, 10:20 | #1 |
Интересуюсь
|
Обман трения
Автор: Владимир Гуриев
Опубликовано 21 апреля 2009 года Сегодня с утра я пообщался с несколькими пиар-менеджерами и вдруг понял, что самую опасную и разрушительную книгу двадцатого века написал вполне миролюбивый и, наверное, в глубине души не очень плохой человек. Зовут этого человека Дейл Карнеги. Люди, которых он заразил, могли даже не читать его книжки. Предлагаемые Карнеги техники столь бесхитростны и эффективны, что давно уже распространяются сами, как вирус, передающийся воздушно-капельным путем. Редкая критика сводится, как правило, к эмоциональным и морализаторским аргументам. Дескать, льстить нехорошо, врать - совсем плохо, манипулировать - хуже некуда. Карнеги от такой критики с легкостью отмахивается, потому что к лести вовсе не призывает. Да, собственно, если бы призывал, это было бы ещё полбеды. Именно отказ от лицемерия и делает учение Карнеги таким опасным. Чтобы эффективно воздействовать на других людей по Карнеги, недостаточно льстить - на короткое время нужно действительно проникнуться чужой системой ценностей, отказавшись от своей. "Лично я очень люблю землянику со сливками, - писал Карнеги, - однако обнаружил, что по каким-то странным причинам рыба предпочитает червей". Многие люди сообразительнее рыб, поэтому просто насадить наживку на крючок недостаточно, нужно восхищаться этим червем - и чем искреннее вы восхищаетесь, тем больше шансов, что этот червяк соблазнит кого-то ещё. Собственно, самая знаменитая книжка Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" целиком посвящена отказу от собственного "я". Одни формулировки советов чего стоят: "Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему", "Никогда не говорите человеку, что он неправ", "Дайте собеседнику выговориться", "Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника", "Единственный способ добиться результата в споре - это уклониться от него". Нет никаких сомнений, что эти правила выручают людей, торгующих пылесосами "Кирби", однако у этих людей по определению вредная во всех отношениях профессия, их не жалко. Но кому нужны друзья, полученные такой ценой? Кому нужны друзья, которые, не моргнув глазом, готовы присваивать чужие идеи и способны говорить только о себе? Не говоря уже о том, что отдельные находки Карнеги, которые, может, и казались оригинальными во время первого издания, сегодня затерты так, что их даже использовать стыдно: если человек, которому что-то от вас нужно, через слово называет вас по имени, то он наверняка упорный *****, который в свое время вычитал, что "для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи". Разумеется, предложенные технологии сами по себе ни в чем не виноваты. Если человек приставил дрель к виску, то в последствиях виноват он, а не дрель. Штука в том, что аксиомы Карнеги, предназначенные для облегчения быстрого и поверхностного контакта, незаметно превратились в общепринятый культурный код, который сопровождает нас всю сознательную жизнь. Жесткое отстаивание своей позиции часто принимают за хамство, нежелание тратить время на обсуждение откровенно глупых идей - за "неспособность к командной работе". На работе мы руководствуемся корпоративными ценностями, в свободное время ориентируемся на желания друзей и близких, а на себя ни времени, ни сил не остается. Усилия, направленные на "продажу себя", парадоксальным образом обесценивают товар. При этом люди, не имеющие собственной системы ценностей, охотно заимствуют ценности чужие, а следовательно, являются идеальными потребителями. И если вам когда-нибудь захочется купить новый ноутбук или телефон, чтобы "порадовать себя", подумайте о том, какую дыру вы пытаетесь прикрыть этой заплатой и почему она образовалась. Жизнь по Карнеги успешна, но как любой массовый продукт - не имеет вкуса1. Так что если будет настроение, скажите собеседнику, что он не прав. Оборвите его на полуслове. Поговорите с друзьями о том, что интересно вам. Заведите себе настоящего врага. Это может оказаться немного дороже, чем ноутбук. Но гораздо веселее. Из еженедельника "Компьютерра" № 15 (779) 1. Ловушка, в которую попадают манипуляторы, подробно описана в не очень, увы, хорошей книжке Эверетта Шострома "Man The Manipulator" (в русском переводе "АнтиКарнеги"). Об отношении к потребителю как к безличностному объекту подробно пишет Эрих Фромм (см., например, "Бегство от свободы"). [назад] Взято тут (внешка) пысы: полностью согласен с размышлениями автора.
__________________
НИКОГДА НЕ ОПРАВДЫВАЙСЯ. Твоим друзьям это не нужно, а враги все равно не оценят |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|
|
|