|
Тайны истории Нераскрытые тайны истории нашей эры |
|
Опции темы | Опции просмотра |
02.12.2012, 05:33 | #1 |
Administrator
Регистрация: 13.09.2008
Возраст: 37
Пол: Мужской
Локация:
Сообщений: 1,856
Вес репутации: 35 |
Кировоградская коллекция (коллекция Ильина)
Директор музея Тамара Григорьева говорит, что хоть названная сумма и завышена, но все равно речь идет о миллиардах долларов. Одного серебра здесь больше 200 кг. Заметьте, не серебряного лома, слитков или даже монет - 200 килограммов изделий самых известных ювелирных фирм второй половины XIX и начала XX века: Фаберже, Коллинза, Хлебникова, Алексеева... Откуда такие сокровища? ...Итак, степной украинский юг, город Кировоград. Рядом - урановое месторождение Желтых Вод. В самом городе несколько оборонных "ящиков" - тихих, тайных, неизвестно что делающих. Чернозем, черешни, жаркая летняя пыль. Вот и все. Чужие сюда не заезжали. Старый электрик Александр Ильин ходил по улицам в потертой спецовке и стоптанных рабочих башмаках. Он ни с кем не дружил, у него не было жены и детей. Горожане провожали Ильина взглядами в спину, сквозь занавески и зелень оград. Люди шептались, что это идет миллионер. В советские времена его обокрали лишь единожды. Милиция нашла воров удивительно быстро. Изъяли иконы и старинные золотые украшения. Ильин иконы забрал, а от золота отказался. Заявил: "Не мое". Грянула перестройка, подкатили 90-е годы. Бандиты-рэкетиры трясли округу, как подсолнух. Александр Борисович спокойно открывал калитку своей усадьбы. Его сад, большой двухэтажный дом и флигель оставались запретной территорией для всех - от уголовных "авторитетов" до новых властей. 72-летний А.Ильин скончался от инсульта поздней осенью 1993 года. А зимой у местных букинистов появились уникальные книжные раритеты со штампом "Коллекция Ильина". Стало ясно, что молодые племянники усопшего начали распродавать имущество. Только тогда кировоградская администрация решилась написать письмо - причем сразу президенту Украины. Усадьбу брал присланный из столицы милицейский спецназ "Беркут". За спецназом шли музейщики. Они, конечно, были готовы увидеть "нечто" - тем не менее сокровищница потрясла их воображение. Министр культуры Жулинский лично потребовал от представителя президента в Кировоградской области передать в госсобственность все найденное имущество. Причина - "отсутствие наследников". Племянники Ильина пытались доказать, что они-то и есть законные наследники. Но тщетно... Сознание отказывается представить, как смог такое собрать безвестный старик. Византийские мозаики, которых в мире осталось лишь несколько экземпляров. Знаменитейшая Острожская Библия - одна она оценена аукционом "Сотбис" в полмиллиона долларов. 70 тысяч редчайших книг, среди которых подлинные рукописи Пушкина и Гоголя, личная Библия Екатерины II. Настоящей сенсацией стала находка так называемого Кубка Равича. Легендарный ювелир в XVII веке сделал таких только два. Один подарил гетману Мазепе, другой - Петру I. В коллекции Ильина оказались и драгоценные археологические находки: каменный век, Древний Египет, Греция, Рим. Здесь же уникальная мебель, кабинетная скульптура, холодное оружие и неимоверно богатое собрание предметов культа из православных и католических храмов, а также мечетей и синагог. Есть даже оптика - от телескопа Галилея до Цейса и японских микроскопов. В конце 1993 года украинская пресса выдала несколько материалов о кировоградской сокровищнице. Однако случилось странное: об Ильине вдруг забыли. Напрочь. Кем же был Александр Ильин на самом деле? Откуда брал средства для приобретения вещей? И кто обеспечивал ему безопасность в течение всей жизни? Отец - революционный пролетарий, выбившийся в начальники Рыбинского масложиркомбината. Мать - дворянка из рода Римских-Корсаковых. Их сын - молодой Сашка Ильин, роковой красавец и московский студент. Сел за грабеж, дали 3 года. И вдруг - выпустили уже через 4 месяца. Война, ему 20 лет, здоров, но на фронт почему-то не попал. Чем занимался - неизвестно. В 1943 году из Москвы прислали документ с предложением восстановиться на учебу в институте. Не поехал. После войны совершенно странно поменял место жительства на украинский Кировоград. Сохранилась трудовая книжка Ильина. С 1946-го по 1960-й в книжке пробел. То есть полтора десятка лет нигде не числился и не работал. Заметьте, это в те времена, когда статья УК "за тунеядство" была свирепее некуда. Остались любопытные фотографии. Ильин в компании православных иерархов, сам в облачении священника. Потом устроился электриком. Странный был электрик: разъезжал в командировки по Союзу, привозил большие чемоданы... Есть две устойчивые версии возникновения коллекции. Первая: Ильин содержал воровской "общак". Только вряд ли послевоенные блатные интересовались гравюрами Дюрера, кельтскими боевыми топорами и православными крестами XII века. Вторая версия гораздо серьезнее. Многие утверждают, что он работал на КГБ. Якобы "органы" сумели сохранить имущество, конфискованное после революции в богатейших имениях землевладельцев и негоциантов юга Украины. Золото и драгоценности чекисты отправляли в Центр, а антиквариат складировали в специальных фондах на местах, десятилетие за десятилетием преумножая добытое. К составлению таких фондов привлекали опытных специалистов, чем объясняется уникально разносторонний и качественный состав коллекции. Вряд ли удастся разыскать "золото партии", но не исключено, что в Кировограде найдено кое-что из "антиквариата ЧК". Впрочем, нам и эта версия, растиражированная украинскими газетами, кажется надуманной. Вряд ли госбезопасность, серьезная организация, была способна на такие экстравагантности... Как бы то ни было, но последнее десятилетие суперколлекцию предали забвению. О причинах "заговора молчания" догадаться нетрудно. Сбыт древностей стал одной из самых доходных статей преступного украинского бизнеса, участвуют в котором очень большие люди. И вот совершенно неожиданно осенью 2002 года Днепропетровский исторический музей устраивает выставку из коллекции Ильина. Маленький зал, несколько десятков не самых ценных экспонатов - портрет работы Левицкого "Екатерина II в гетманской одежде", античная бронза, столовое серебро Фаберже, прижизненная скульптура Павла I, редчайшие иконы московской школы... Казалось, немного, но даже это стало сенсацией. До сих пор загадка, кто дал "добро" на организацию днепропетровской выставки. Ясно одно - неизвестная сила не позволила коллекции исчезнуть. Она хранит ее - как и прежде, при жизни старого электрика. Что это за сила? Автор публикации: Сергей ИЛЬЧЕНКО Смерть великого (и не только по меркам Кировограда) частного коллекционера советского времени в октябре 1993 года осталась почти незамеченной для широкой публики. Похороны были скромными, как говорят, даже без поминального обеда. Неприметной фигурой при жизни был и сам коллекционер - бывший электрик кировоградского треста столовых. Тем не менее, совсем безвестным он не был. Его знали другие коллекционеры областного центра, краеведы, сотрудники музеев и картинной галереи. Но и им было известно о нем далеко не все. Знали его также как реставратора и переплетчика высочайшего класса. Но никто, если не считать живших вместе с умершим племянников, не имел достоверной информации даже об объемах его коллекции. Сам он нигде и никогда на эту тему не распространялся. Но через три месяца Александр Борисович Ильин и его коллекция стали темой номер один в региональных и столичных СМИ. Писала о нем даже московская «Комсомольская правда». Тогда-то и обрушился на ошеломленную публику шквал информации, достоверность которой было невозможно оценить ни тогда, ни сегодня. Якобы один из раритетов из коллекции Ильина уже всплыл на крупнейшем аукционе мира. Якобы стоимость его коллекции оценивается в 40 млрд. долларов США, хотя на самом деле, разумеется, такая коллекция является бесценной. В то полуголодное и трудное время, когда самые маленькие зарплаты (которые не всегда выплачивались) исчислялись миллионами купонов и почти каждый украинец был полунищим миллионером, обнародованная цифра предполагаемой стоимости доселе неизвестной коллекции Ильина будоражила воображение журналистов и кружила голову обывателям. 40 миллиардов - и не купонами, а полноценной зеленью - были суммой, почти в 10 раз превышающей сумму внешнего долга Украины! В перерасчете на душу взрослого населения они давали более тыщи (долларов!) на одного половозрелого гражданина Украины. Преподносила пресса публике и различные версии о самом Александре Ильине и о происхождении его коллекции. Повод для информационного бума, к которому тогда приложила руку и «Украина-Центр», дала не сама смерть Александра Ильина в тихом частном доме вдали от центральных улиц Кировограда, а начавшаяся в 1994 году процедура национализации его коллекции и надежда получить наконец хотя бы какую-то официальную информацию. Пресса давала яркие, но не всегда подтвержденные документально фрагменты о жизни великого коллекционера. Учился, но высшего образования не получил. Якобы сидел, но по меркам сталинских времен отбыл смехотворный срок - 3 года. Происходит - по линии матери - из старинного дворянского рода Римских-Корсаковых, однофамильцев великого русского композитора. По линии отца - внук кустаря, имевшего медно-литейную мастерскую, и сын пролетария - токаря, прекрасного механика-самоучки, который быстро пошел вверх при советской власти: был направлен на восстановление маслозавода в Вязьме, затем на завод покрупнее в Витебске и на крупный завод в Одессе, а войну пережил в родном Рыбинске. По одной версии, коллекция Ильина собиралась тремя поколениями. Ее первый, образно говоря, слой составили фамильные ценности Римских-Корсаковых, которые смогла сберечь мать Ильина. Второй слой - предметы, собранные отцом Александра Ильина и вывезенные после войны из Германии его дядей. Третий слой - собранное самим Александром Борисовичем и, возможно, частично его племянником, тоже коллекционером. По другой версии, фундаментальную часть коллекции могли составлять ценности из дворянских усадеб вокруг Рыбинска, изъятые в 1918 году во время антоновского мятежа, в подавлении которого принимал якобы участие и отец Александра Ильина. По некоторым данным, тогда же была разграблена и усадьба Михалковых - предков известнейшего сегодня Никиты Михалкова, кинорежиссера. Эта версия налагала на коллекцию Ильина некий кровавый отпечаток и порождала легенду о лежащем на ней проклятии. А через несколько лет после смерти коллекционера, уже в начале нынешнего века, вокруг коллекции Ильина вспыхнул новый скандал. Произошла кража из отдела редкой книги в областной библиотеке имени Чижевского, которая получила в свои фонды книжную часть коллекции Ильина, а одновременно по Кировограду пошли слухи о вывозе уже принятых на хранение раритетов из этой коллекции за границу и для верноподданнейшего дарения первым лицам государства... Два события этой весны дали повод для возобновления разговора о коллекции Ильина. Первый: в Кировоград вернулись после реставрации и вновь экспонируются в областном краеведческом музее несколько икон - жемчужин этой коллекции. Второй: в родной город «прибыл на побывку» профессор сценографии Оуклендского университета США Павел Босый (на фото) - человек, который в 1994 году руководил областным краеведческим музеем и имел непосредственное отношение к событиям, связанным с национализацией коллекции Ильина. Его и пригласила редакция к разговору. Стоит добавить, что наш выбор был продиктован и тем, что Павел Васильевич известен не только как музейный работник, сценограф и selfmademan, но, кроме всего прочего, еще и очень интересный собеседник. «Он собирался жить вечно» - Павел Васильевич, все, что касается Александра Ильина, настолько разноречиво, настолько подернуто дымкой тайны, что и в его смерти чудится загадочность: незаметно жил и так же незаметно ушел? - Нет, в городе знали, что умер коллекционер... - Кто конкретно знал об этом? - Прежде всего, краеведы. Однако истинного объема и истинной ценности собранной им коллекции не знал никто. Все имевшие хоть какое-то, хотя бы отдаленное представление о коллекции разделялись... по «классификации», которую, если не ошибаюсь, придумал Владимир Босько, на «подгрушников» и «запорожцев». Первых Ильин допускал во двор и иногда выносил из дома и показывал им какой-либо предмет из своей коллекции. Но было несколько «запорожцев», толком не знаю, сколько их было, может быть, человек пять, которых иногда допускал Александр Борисович до кухни и что-нибудь выносил им туда. Но в принципе полноценного представления о коллекции не было ни у кого. Кто-то видел одну книгу, кто-то - другую, кто-то видел какой-нибудь орден... - Из чего возникли столь колоритные названия для посвященных? - Очень просто. «Подгрушники» - те, кто сидел во дворе под грушей, а «запорожцы» - те, кого Ильин допускал за порог дома. А далее в этой истории происходит следующее. В магазине «Букинист» в продаже появляется книга из коллекции Ильина. Это удалось доказать, потому что в областной библиотеке, в отделе редкой книги, находилась ксерокопия этой книги - Александр Борисович в свое время разрешил ее скопировать, - книга имела карандашные надписи на полях, это и позволило идентифицировать ее по ксерокопии как книгу из коллекции Ильина. Получилось, этот факт стал доказательством того, что вещь, принадлежавшая умершему, пошла в продажу до истечения установленных законом шести месяцев со дня смерти. Тогда было написано письмо, адресованное представителю президента Украины в Кировоградской области Н.Сухомлину и председателю областного совета народных депутатов В.Долиняку. Подписали его тогдашний директор областной библиотеки Лидия Ивановна Демещенко и ваш покорный слуга - тогда директор областного краеведческого музея. В письме выражалось опасение, что коллекция Ильина, национальное достояние неведомой на тот момент ценности, может разойтись по частным рукам, и содержалась просьба сделать все возможное, чтобы это сокровище осталось в Кировограде. Обратился с депутатским запросом к Н.Сухомлину и В. Долиняку также очень хорошо известный, и не только в Кировограде, Владимир Панченко, тогда народный депутат Украины. Николай Алексеевич Сухомлин дал поручение управлению юстиции облгосадминистрации, после этого, соответственно, было судебное решение и судебные исполнители арестовали эту коллекцию. А музейные и библиотечные работники помогали в ее описи. - Насколько я помню по публикациям 1994 года, судебное решение об аресте коллекции вынес Кировский районный суд Кировограда под председательством судьи Владимира Ярошенко. И хотя пресса оценивала его не вполне однозначно, все же главным остается тот факт, что Ильин не оставил завещания? - Да, завещания не было. Но не было и многого другого. Не было описи коллекции, не было ее систематизации, никто, повторю еще раз, точно даже не знал, что в нее входило. Почему Ильин не оставил описи и завещания? Возможно, не хотел, чтобы все это вообще кому-либо досталось? Может быть, он собирался жить вечно - я не знаю. Либо именно хотел оставить нам свою коллекцию как огромную загадку? Почему не оставил родственникам по завещанию? Но он не написал завещания. С другой стороны, он, пожалуй, не хотел и того, чтобы его коллекция стала музейным собранием. «Серебро в мусорной куче» - Каким было ваше первое впечатление от коллекции Ильина? - Собрание разрозненных несистематизированных предметов. Само его отношение к собственной коллекции было более чем странным. Например, у него был сундучок с самыми дорогими, видимо, его сердцу книгами, на котором он сидел и спал, но книги в нем были покрыты плесенью. Случалось, он сам забывал, что у него было, или не мог найти. Просил привезти какую-то редкую книгу из другого города, а потом, когда книги уже были описаны комиссией, стало ясно, что экземпляр такой книги уже был у него ранее. Его хранение коллекции не имело ничего общего ни с музейным, ни с библиотечным, ни с архивным хранением. В центре дома была комната, я хорошо ее помню, без окон - только двери со всех сторон. В нее никто не мог войти: она была очень плотно забита книгами - от пола до потолка. - Какой площади комната? - Примерно метра четыре на четыре. Но это только одна из комнат! А большой флигель с его чердаком! У меня такое впечатление, что у покойного был, скорее, интерес собственно к процессу собирательства, нежели к тому, чтобы потом наслаждаться этими вещами. У него были какие-то дорогие ему вещи - к которым он возвращался, смотрел, иногда кому-то показывал. Но были вещи, которые просто лежали штабелями. Многие предметы были в очень плохом состоянии. Но одно дело, если это серебряный оклад - его можно почистить. А картины? Несколько икон и картин вернулись в краеведческий музей из реставрации - только теперь мы наконец смогли увидеть их в первоначальной красе. - Пресса писала тогда об участии в изъятии и вывозе коллекции и милиции, и СБУ... - Насчет СБУ не знаю - на то она и СБУ, чтобы ее сотрудники оставались невидимыми. А милиция, конечно, охраняла: были поставлены милицейские кордоны вокруг, чтобы никто ничего не вынес. Потому что представьте себе, если в куче мусора во дворе вдруг неожиданно обнаруживается серебряный лом... - Действительно это имело место? - Да, на второй день работы в усадьбе мы обнаружили серебро в мусорной куче. Да... Достаточно необычная история - она была описана в одной из публикаций 1996 года. Ну, понимаете, серебро - это не главное, не такой уж дорогой металл, даже если в кучах. Но когда речь идет о серебряных изделиях, сделанных великими мастерами, то их ценность уже далеко не соизмерима с ценой серебряного лома. Например, серебряная кружечка работы великого украинского мастера Ивана Равича - она скромно стояла на шкафу среди каких-то мелких, совершенно не ценных безделушек. Я обратил на нее внимание: ведь это же барочная, серебряная - скорее всего серебряная - кружка, видимо, немецкой работы. Да нет-нет, что вы - начали возражать родственники - это просто сувенир. Но я настоял: давайте мы ее возьмем. Ну... интуиция. И описали ее очень просто: кружка в барочном стиле белого металла. Но когда приехала из Киева Жанна Арустамян, из музея исторических ценностей, когда она посмотрела, она ахнула. Потому что здесь стоит клеймо великого украинского ювелира начала восемнадцатого века Ивана Равича. Немецкий стиль? А он учился в Германии! Музейщикам известна была небольшая кружка, которую Равич сделал для гетмана Мазепы, - она сейчас хранится в Чернигове, в историческом музее. А эта, кстати, даже и размером гораздо больше, и более сложной художественной работы, и очень выразительной формы. По моему мнению, этот предмет может считаться чуть ли не самым ценным предметом из предметной, не книжной части коллекции Ильина, которая находится в настоящий момент в государственной собственности. Мы даже предполагали - а не принадлежала ли кружка Петру Первому? На корпусе - круг, увенчанный так называемой «старой царской» геральдической короной, эту эмблематику использовали преимущественно до 1721 года, когда Петра провозгласили императором. А монограмма «ВС/ПЛ» (либо «ВС/ПА») - не означает ли она «Великий самодержец Петр Алексеевич»? Это не доказано. Но, тем не менее, доказано, что кружку великий ювелир делал. И уже не столь важно - серебро это или не серебро. И таких интересных открытий было сделано несколько. |
02.12.2012, 05:38 | #2 |
Administrator
Регистрация: 13.09.2008
Возраст: 37
Пол: Мужской
Локация:
Сообщений: 1,856
Вес репутации: 35 |
В этом году вышел на экраны русско-украинский сериал называется Синдром Дракона. Этот сериал как раз снят о колекции Ильина. В фильме показан довольно интересный взгляд на появление коллекции у Ильина. Интересное расследование сотрудников ФСБ и СБУ. Советую посмотреть всем этот фильм.
|
Tweet |
Метки |
александра ильина, кировградская, кировоградская коллекция, коллекция ильина, сокровище |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|
|
|