Спец
Регистрация: 27.11.2008
Возраст: 45
Пол: Мужской
Локация:
Сообщений: 734
Вес репутации: 24
|
Черные вертолеты: чьи они?
Черные вертолеты: чьи они?
Начиная с 1993 года жители США стали замечать странные летательные аппараты в небе. Выглядели они очень похожими на вертолеты ВВС, ВМС и армейской авиации США, однако не несли никаких опознавательных знаков, а также были необычно раскрашены. Как правило, «визитной карточкой» таких вертолетов являлась монотонная черная окраска всего фюзеляжа, а также полное тонирование плексигласа кабин. Нередко эти «вертолеты» видели сопровождающими странные треугольные летающие объекты. Попробуем дать всему этому «земное объяснение», потому что в инопланетян, использующих для аэрокосмических полетов вертолеты, верится с трудом...
Так как в основном «черные вертолеты» замечают по ночам, то становится ясна их раскраска -действительно, на фоне темного неба увидеть черный летательный аппарат крайне тяжело. С любой другой точки зрения такая раскраска для боевых вертолетов (а «черные» напоминают именно военные вертолеты) крайне нелогична - на любом типе местности черный вертолет будет бросаться в глаза, вместо того чтобы сливаться с местностью. Это особенно критично для боевых геликоптеров, по которым могут выстрелить зенитной ракетой с фотоконтрастной головкой самонаведения.
Корреспондент газеты «Нэпа Ньюс» (она выходит в графстве Нэпа, штат Калифорния - там частенько видели «черные вертолеты») Матиас Гризи заинтересовался явлением и решил провести собственное расследование.
Вначале он отправился за комментариями к местному командованию военно-воздушных сил, но те решительно опровергли слухи о причастности ВВС к таинственным винтокрылым машинам. Тогда Матиас принялся опрашивать местных жителей. Опросив сотни свидетелей, корреспондент пришел к выводу, что наблюдаемые «черные вертолеты» различались по конструкции и внешнему виду. Так как они были похожи на американские машины, то Матиас решил провести аналогию с уже существующими моделями.
Чаще всего очевидцы наблюдали машину, похожую на многоцелевой вертолет UH-1 «Ирокез». Образ этого трудяги-вертолета знаком каждому американцу практически с детства, так как он, совершивший свой первый полет в 1956 году, успел на всю катушку поучаствовать в войне во Вьетнаме. На данный момент практически во всех фильмах про Вьетнам можно увидеть его вывозящим раненых, высаживающим десант или с воздуха поддерживающим пехотинцев.
Очевидцы «черного» UH-1 отмечают, что при наблюдении этих вертолетов был слышен характерный шум их двигателей. Кстати говоря, примечательно, что подобный шум характеризует вертолеты первых модификаций.
После «черного» UH-1 чаще всего наблюдают геликоптеры, похожие на многоцелевой ударный вертолет АН-1 «Хью Кобра». В основном очевидцы отмечают характерный узкий силуэт вертолета, если смотреть на него спереди, сзади или снизу (при взгляде на вертолет снизу площадь плановой проекции равняется площади английского довоенного бипланчика «Тайгер Мот», на что и рассчитывали его создатели для повышения живучести вертолета). Напомню, что реальный АН-1 свой первый полет ил также в 1956 году (да и совали его, кстати, инженеры из той же, что и UH-1, компании Bell) и своим появлением фактически определил на много десятков лет вперед в мире, каким именно будет ударный вертолет. Как и «Ирокез», «Кобра» успела вдоволь повоевать во Вьетнаме. Кстати говоря, любопытен тот факт, что подобных «Кобр» видели жители штатов Мичиган Теннесси, а больше этот вертолет где не появлялся.
Перейдем к следующему типу. 22 марта 1998 года два свидетеля сделали несколько снимков черных вертолетов в запретной зоне вблизи озера Грум Дейк. Одна из фотографий получилась хорошей и четкой. На ней можно без труда рассмотреть два вертолета, очень похожих на многоцелевые транспортные СН-53 «Си Стэллион». Давайте освежим свои знания по этому вертолету.
Впервые реальный СН-53 поднялся в воздух 14 октября 1964 года, и с тех пор этот вертолет в различных модификациях верой и правдой служит в ВМС США, а также используется в Авиационно-космической службе спасения и безопасного возвращения ВВС США. Он может перевозить груз (например, 105-мм гаубицу) как в грузовом отсеке, так и на внешней подвеске, или же транспортировать 38 полностью экипированных военнослужащих (в последующих модификациях это число увеличилось до 64). Пока что это все, что можно сказать о черном аналоге СН-53.
Черный банан» (следующий тип черных вертолетов) видели неоднократно в 1996 году на берегу озера Мичиган к северу от Чикаго, а также в штате Оклахома - здесь они появлялись в основном под прикрытием «Кобр» (однажды полет этого летательного аппарата удалось заснять на видеокамеру). Данный тип вертолета Матиас окрестил «бананом» за его характерный силуэт - силуэт многоцелевого транспортного вертолета СН-47 «Чинук». Сходство с бананом вертолету придает второй несущий винт, расположенный на хвосте (или, скорее, вместо хвоста, ведь СН-47 не имеет хвостовой балки) чуть выше первого несущего винта, расположенного на носу.
Первый подобный реальный аппарат компании «Боинг Вертол» поднялся в воздух 21 сентября 1961 года. Он мог перевозить до 44 (в последующих модификациях - до 55) пассажиров либо груз массой до 8 тонн в грузовой кабине и до 10 тонн на внешней подвеске.
Примечательно, что около озера Мичиган свидетели наблюдали посадку «черной» версии СН-47, после чего из него вышли люди в черной форме и с автоматами неизвестного типа в руках. Свидетели почли за лучшее ретироваться и сообщили обо всем в полицию. Однако, когда шериф приехал на место, вертолета там уже не было. На земле остались лишь следы посадки, а ее цель так и осталась не проясненной.
А вот что рассказал о подобной встрече с «экипажем» другой полицейский, Мэтью Хьюз из штата Нью-Мексико: «Поздним вечером 24 декабря 1996 года во время моего дежурства я получил по рации приказ ехать на одну из близлежащих ферм, куда, по сообщению хозяина, прилетели грабители на вертолете. Я решил, что это фермер сошел с ума, но вынужден был подчиниться приказу. Так как мой автомобиль в момент сообщения находился недалеко от фермы, я прибыл на место происшествия уже через десять минут.
В дальнем конце фермы около хозяйственных построек стоял небольшой аппарат, очень похожий на вертолет. Насколько можно было различить в сумерках, он был абсолютно черный. Не обнаружив хозяина фермы, я вышел из патрульной машины и двинулся в направлении странного аппарата. В тот же момент я услышал характерный свистящий звук, лопасти винта пришли в движение, и «вертолет» улетел.
В доме хозяин фермы встретил меня с винтовкой в руках, а остальные члены семьи прятались в подвале. Фермер рассказал, что черный вертолет приземлился около часа назад, из него вышли два человека в черном с автоматическим оружием в руках и вошли в сарай, служивший хранилищем для удобрений. Хозяин фермы начал кричать незнакомцам, чтобы те убирались, но незнакомцы полностью проигнорировали его. Пришлось вызвать полицию...»
Следующий тип черных летательных аппаратов на первый взгляд не имеет прототипа среди военной техники. По словам очевидцев, «гибрид» (условно назовем его так) имеет несущий винт, находящийся как положено - вверху вертолета, но длинные крылья придают ему скорее сходство с самолетом. Особенно часто этот тип летательного аппарата видели в небе штата Иллинойс, где они сопровождали черные же треугольные НЛО. В ряде случаев свидетели сообщали о грузах, транспортируемых «гибридами» на внешней подвеске.
Публикации / Тайны Земли / Совершенно секретно /
Автор: Артем ПЛАТОНОВ
Статья опубликована в журнале Свадебный вальс № 46 (2005)
Размещение на сайте – май 2007 г.
Источник (внешка): http://www.orgdosug.ru/pub.php?pid=2720&cid=327
Тайна черных вертолетов
Загадка так называемых черных вертолетов известна уже в течение многих лет и связана с UFO, изуродованными трупами крупного рогатого скота и другими необъяснимыми явлениями.
Однако с 1993 года наблюдение черных вертолетов в небе США стало обычным событием Иногда они эскортируют треугольные UFO темного цвета, а иной раз появляются изолированными группами Название свое эти объекты получили из-за сходства с военными вертолетами Они характеризуются черным цветом и не несут на борту никаких опознавательных знаков Очевидцы часто замечают их, летящих обычно чуть выше верхушек деревьев, в малонаселенных местах США Скорость их полета не превышает 160 километров в час Стекла кабин вертолетов окрашены в черный цвет и увидеть, что за ними происходит, невозможно
Чаще всего черные вертолеты наблюдали в графстве Нэпа (Калифорния) и в основном по ночам Средства массовой информации не спешили сообщать о необычных UFO, так как полагали, что последние являются военными объектами
Корреспондент газеты «Нэпа Ньюс» Матиас Гризи заинтересовался явлением и решил провести собственное расследование Местное командование военно-воздушных сил отвергло какую-либо связь с черными вертолетами Гризи побеседовал со многими свидетелями Вот рассказ одного из них, жителя города Нала Генри Ричардсона
- Ночью мне не спалось, и я вышел подышать свежим воздухом Яркие звезды светили ровным светом Вдруг в северо-восточной части небосвода звезды исчезли, как будто их закрыли тучи Я заметил, что темное пятно перемещается по небу в направлении Налы Через несколько минут я увидел на более светлом фоне огромный треугольный объект и рядом с каждым углом треугольника - по вертолету В тишине летней ночи был слышен характерный звук работающих пропеллеров И треугольник, и вертолеты были абсолютно черные
Опросив сотни свидетелей, корреспондент выяснил, что объекты, появлявшиеся в небе графства Нала, различались по конструкции и внешнему виду Чаще всего свидетели видели летающие объекты, похожие на военный вертолет UH-1, который использовали американские войска во Вьетнаме Во время полета этого вертолета, который солдатами во время войны назывался «рабочей лошадкой», слышен характерный, далеко разносящийся звук Его производят двойные лопасти Поэтому о приближении вертолета можно узнать еще до того, как он появится в поле зрения Очевидно, объекты именно такого типа видел Ричардсон
Второй тип черных вертолетов Гризи назвал «кобра» из-за сходства с военным вертолетом АН-1 COBRA Данные объекты производят похожий звук, но значительно превосходят UH-1 размером «Кобры» очень узкие, наблюдатели, видевшие их спереди, утверждают, что в таком ракурсе машины почти не различимы на фоне темного неба У соответствующего вертолета АН-1 COBRA этот эффект вызван особенностью конструкции пилот в нем располагается выше и позади офицера, отвечающего за вооружение Подобные виды черных вертолетов свидетели наблюдали в Теннеси и Мичигане cледующий тип черного вертолета Гризи назвал «морским жеребом» по аналогии с вертолетом СН-53 SEA STALLION, который используется в Военно-Морском флоте и при охране побережья Последний отличается высокой дальностью полета и надежностью и может совершить посадку даже на крыше машины Вертолет такого типа используется в поездках президента США Корреспонденту удалось найти только двух свидетелей, видевших «морского жеребца» Событие имело место 22 марта 1998 года в запретной зоне вблизи озера Грум Лейк Наблюдателям удалось сфотографировать одиночный объект Фотография в настоящее время находится у Гризи
Еще один тип, названный «бананом» за сходство с военным вертолетом СН-47, невозможно спутать ни с каким другим Объект действительно по форме напоминает банан СН-47 был сконструирован для перевозки тяжелых грузов и способен взять на борт много людей и оборудования «Черную» версию вертолета видели неоднократно В 1996 году на берегу озера Мичиган к северу от Чикаго «банан» приземлился и из него вышла группа людей в черной униформе Об этом происшествии сообщили местному шерифу, но когда тот приехал на место, черный вертолет вместе с пассажирами уже улетел Цель посадки осталась невыяс ненной «Бананы» без опознавательных знаков неоднократно наблюдали в Оклахоме где они появлялись группами или в сопровождении «кобр» Одному из свидетелей уда лось даже снять «черные бананы любительской видеокамерой Военные специалисты, которым Гризи показывал пленку утверждают, что объекты очень похожи на вертолеты СН-47
Очередной тип (под условным на званием «гибрид») представляет собой нечто среднее между вертолетом и самолетом Винт расположен в верхней части так же, как у обычного вертолета, а сходство с самолетом придают крылья «Гибриды» появлялись в штате Иллинойс, сопровождая треугольные UFO, которые часто наблюдались в небе штата несколько лет назад В ряде случаев свидетели сообщали о каких-то грузах, перевозимых «гибридами» на длинных канатах Один из очевидцев появления группы черных вертолетов «гибридного» типа 20 ноября 1997 года Олаф Кроуз заверил Гризи, что на крыльях объектов была различима крупная надпись «Американские военные птицы, Инкорпорэйтед» После длительного расследования настырный корреспондент выяснил, что в штате Иллинойс, так же как во всех других штатах США, не существует зарегистрированной компании с таким названием
Объекты, названные Гризи «геркулесами», схожи с военными вертолетами С-130 Геркулес И те, и другие характеризуются очень низким и медленным полетом, а также большой грузоподъемностью «Геркулесы» чаще всего наблюдали в Северном Огайо, где они появлялись поодиночке, иногда группами, а порой сопровождали треугольные UFO
Гризи опубликовал ряд статей и сделал репортаж на радио по проблеме черных вертолетов Он нашел более ста свидетелей их появления в Калифорнии и других штатах Во всех случаях, кроме вышеописанного, объекты не имели никаких опознавательных знаков (что, вообще говоря, ставит отчет Олафа Кро-уза под сомнение) Корреспондент связался с военными специалистами, которые единодушны в том, что все типы черных вертолетов, кроме «гибридов», очень похожи на военные вертолеты, находящиеся на вооружении в военно-воздушных силах Однако пресс-служба ВВС утверждает, что к ним черные вертолеты никакого отношения не имеют
Случалось, очевидцы видели приземлившиеся «вертолеты», рядом с которыми находились люди в черной одежде с предметами, очень похожими на автоматическое оружие
По словам нескольких семей из Массачусетса, в марте 1997 года люди в черном прилетали на вертолетах каждый день При этом машины не несли никаких опознавательных знаков и летели на небольшой высоте, всего в нескольких метрах над землей В некоторых случаях свидетели, в их числе несколько полицейских, пытались приблизиться к объектам, но те мгновенно улетали Не зафиксировано ни одного случая агрессивного поведения со стороны черных вертолетов или их пассажиров
Вот отрывок из интервью, взятого Гризи у полицейского из Нью-Мексико, Мэтью Хьюза
- 24 декабря 1996 года во время моего дежурства я получил по рации приказ ехать на одну из близлежащих ферм, куда, по сообщению хозяина, прилетели грабители на вертолете Я решил, что это бред сумасшедшего, но вынужден был подчиниться приказу Так как мой автомобиль в момент сообщения находился недалеко от фермы, я прибыл на место происшествия уже через десять минут Был поздний вечер В дальнем конце фермы около хозяйственных построек стоял небольшой аппарат, очень похожий на вертолет Насколько можно было различить в сумерках, вертолет был абсолютно черный Не обнаружив хозяина фермы, я вышел из патрульной машины и двинулся в направлении странного аппарата В тот же момент я услышал характерный свистящий звук, лопасти винта пришли в движение и «вертолет» улетел Никаких следов на месте, где стоял улетевший аппарат, не наблюдалось В доме хозяин фермы встретил меня с винтовкой в руках, остальные члены семьи спрятались в подвале Фермер рассказал, что черный вертолет приземлился около часа назад, из него вышли два человека в черном с автоматическим оружием в руках По словам хозяина, неизвестные люди вошли в сарай, служивший хранилищем для удобрений Он стал кричать незнакомцам, чтобы те убирались с территории, не решаясь подойти ближе Незнакомцы не отвечали и вообще не обращали на владельца фермы никакого внимания Пришлось вызвать полицию
Хьюз написал о происшествии рапорт по форме, но ему ничего не известно о том, проводилось ли по данному происшествию какое-нибудь расследование В досье Гризи есть сведения о появлении черных вертолетов в Колорадо, Техасе, Теннесси, Мичигане, Небраске, Вайоминге, Монтане, Огайо, Южной Дакоте, Миннесоте, Массачусетсе, Нью-Мексико, Иллинойсе и Калифорнии Статьи об этих UFO публиковались в некоторых средствах массовой информации, в частности, в «Лос-Анджелес Тайме», «Килгор Ньюс», «Денвер Пост», но сведения, изложенные в них, крайне скудны Наблюдения черных вертолетов фиксировались с октября по май, максимум активности падает на декабрь и март По сведениям Гризи, чаще всего объекты появлялись в Колорадо, затем следует Техас
Во время своего расследования журналист познакомился с любителем-уфологом из Техаса Томасом Адамсом, который самостоятельно зафиксировал десятки наблюдений «вертолетов» в разных штатах Анализируя собранные сведения, Гризи пришел к выводу, что существуют какие-то подземные базы для обслуживания этих летающих машин Как показывают факты, такие базы находятся в Техасе и Колорадо, а возможно, и в других штатах
На территории США имеются подземные базы как для военной техники, так и для людей До репортера дошли слухи, что под зданием отеля в Вайт Сульфур Спрингс в Западной Вирджинии находится какой-то секретный бункер Вход в подземные помещения располагается в подвале отеля и закрывается тяжеленной свинцовой дверью В бункере находятся запасы воды и продовольствия, электронное оборудование и жилые комнаты Корреспонденту удалось найти очевидца, работавшего ранее в отеле Он утверждал, что встречался с людьми, обслуживающими бункер По словам этого свидетеля, бункер строили одновременно с отелем, и он предназначен для конгрессменов на случай ядерной войны
По мнению журналиста, редкость репортажей в прессе и нежелание властей расследовать происхождение UFO свидетельствуют о том, что черные вертолеты - секретные военные разработки Пентагона и Национального агентства безопасности Невозможность найти базы UFO указывает на то что последние находятся в закрытых военных зонах
Не все согласны с Гризи Многие уфологи полагают, что феномен черных вертолетов имеет внеземное происхождение По мнению Томаса Адамса, пришельцы исследуют Землю и для этой цели создали средства передвижения, напоминающие людям вертолеты, чтобы не шокировать их появлением жителей Земли В настоящее время Гризи продолжает свое расследование, и тайна происхождения черных вертолетов по-прежнему стоит на повестке дня
Мария БУУК
НЛО 26,2002
Источник (внешка): http://anomalia.kulichki.ru/text6/123.htm
Вертолеты в Чечне
Виктор Хохлов
Нынешняя авиагруппировка в Чечне относительно невелика и не может сравниться с силами, стянутыми в зону конфликта в разгар боевых действий, когда к ним привлекались не только части местной 4-й ВА с территории Северокавказского ВО, но и подразделения Центров Боевой Подготовки ВВС и Государственного Испытательного Центра и даже Дальней Авиации. По официальным данным, в 1-й чеченской войне были задействованы силы 4-й, 16-й ВА и центрального подчинения, развернутые на двенадцати аэродромах. Группировка включала три авиадивизии (10 БАД, 16 НАД, 1 ШАЯ), два отдельных полка (11 ОРАП, 535 ОСАП), а также эскадрильи из еще семи полков, в том числе 4-го ЦБП, 929-го ГЛИЦ и трех тяжелобомбардировочных полков ДА. Общее число самолетов и вертолетов в частях, задействованных в тогдашних "мерах по восстановлению конституционного порядка", достигало 515.
В нынешнюю кампанию было вовлечено не меньшее число частей и подразделений ВВС и Авиации Сухопутных Войск. С объявлением ее "окончательного этапа" к лету 2000 года присутствие авиационных сил на территории Чечни ограничили парой вертолетных эскадрилий Авиации СВ смешанного состава на Ми-8 и Ми-24, развернутых на аэродромах Ханкала и Грозный-Северный (бывшем городском аэропорту и базе училища ДОСААФ). К "поддержанию порядка", по мере необходимости, привлекаются также самолеты фронтовой авиации с близлежащих аэродромов СКВО - в первую очередь, штурмовики Су-25 из Буденновска и Моздока.
После известных рейдов боевиков на Кизляр и Буденновск оборону окрестных аэродромов должным образом усилили. Прежде лежащие в голой степи стоянки и гарнизоны прикрывали разве что КПП на въезде да жиденькая "колючка". Вокруг авиабаз развернули блок-посты, доты из бетонных блоков, ввели патрулирование бронетехники и, в обязательном порядке, окопали по периметру рвами - простым и надежным средством преградить в степи любое движение. Эти меры коснулись не только приграничных аэродромов Ставрополья, Краснодарского края и Дагестана, но и гарнизонов Поволжья, удаленность которых не могла служить гарантией от диверсий.
Эти средства предосторожности были не единственными. К выполнению боевой работы стали широко привлекать приходящие посменно эскадрильи и полки из дальних округов, принимая меры но сокрытию их "обратного адреса" - пыль от взорванных домов в российских городах еще не осела и никому не хотелось принести войну домой. Это не было пустыми страхами: стоило вездесущим журналистам дать репортаж о семье штурмана Су-24 С.Смыслова, сбитого в ноябре 1999 года и бежавшего из плена, как по их следам наведались подозрительные гости с предупреждением, что домой летчику лучше не возвращаться, да и родным лучше убираться подальше из собственного дома. Радиоперехваты также подтверждали - летчики, доставляющие боевикам массу неприятностей, остаются для них первыми врагами. После этого неприязненное отношение к телекамерам, а то и отказ позировать уже не кажутся перестраховкой.
Большинство участников нынешней кампании уже имеет за плечами не одну войну, успев отметиться в Чечне в прошлый раз, поучаствовать в "горячих точках" бывших союзных республик и побывать в Афганистане (где, опять-таки, многие бывали не по одному разу). Причиной стал обнаружившийся в последние годы недостаток классных летчиков, способных выполнять боевые задачи в сложных условиях - явление неудивительное при мизерном налете нынешнего "молодняка", по приходу из училищ вынужденного довольствоваться считанными часами в воздухе с редким выполнением упражнений. Между тем, опытные летчики и техсостав уходят, с каждым годом усугубляя проблему.
Что же касается "обезлички" в чеченской войне, то знающие летчики еще со времен Афганистана имели представление о настоящей охоте, ведущейся за приметными машинами. Уже тогда на вертолетах спецназовских эскадрилий избавлялись от бортовых номеров, выдающих принадлежность машин. К несчастью, основательность этих опасений была подтверждена самым трагическим образом: 12 января 2000 года при посадке Ми-8 Героя Советского Союза Н.С.Майданова попал под огонь из засады и был расстрелян из пулеметов. Стрельба велась прицельно по кабине, в которой на рабочем месте погиб сам командир и был тяжело ранен штурман. Пули задели и борттехника, сумевшего все же посадить вертолет.
С самого начала закрашивание всех индивидуальных примет - эмблем, рисунков и бортовых номеров - стало едва ли не обязательным правилом перед командировкой в Чечню. Подбором краски в тон камуфляжу никто особо не утруждался, все делалось на скорую руку и, в лучшем случае, на бортах появлялись смачные пятна цвета хаки или молодой зелени, а если подходящей краски не было под рукой, то и радикально черного цвета - когда бесформенные, а когда и строгие черные прямоугольники и квадраты, в стиле Малевича (говорят, он нарисован десять вариантов своей знаменитой картины, но девять из них просто не получились). Тем, кто пренебрег замазыванием номеров, помогли особенности эксплуатации на месте - через считанные месяцы работы выхлоп сопел двигателей, хлещущий у "восьмерок" и "двадцатьчетверок" назад-вниз, как раз на номера и звезды, делал их слабо различимыми. А уж копоть от двигателей в жарком и пыльном воздухе Чечни становилась такой, словно на заправку шел местный "паленый" керосин (к слову, охота за подпольными нефтеперегонными заводиками чеченских "предпринимателей" оставалась одной из задач вертолетчиков - у иных полевых командиров имелось до десятка скважин и "самогонных агрегатов", а подрыв "бандитской экономики" лишал их необходимых для войны средств). К числу прочих основных задач относилось патрулирование режимных зон с досмотром подозрительного транспорта, сопровождение транспортных колонн,
введенное после ставших почти регулярными нападений и обстрелов, авиационная поддержка наземных войск в операциях и "зачистках" и будничная монотонная работа по перевозкам и снабжению частей и застав.
Конструктивные доработки перед отправкой в Чечню сводились к восстановлению разработанных еще "под Афган" и хорошо себя зарекомендовавших установок пулеметов ПКТ в носу и кормовом люке (в обычное время они не использовались и дожидались своего часа на задворках частей). Попутно проверялась работа АС О с тепловыми ловушками к станции помех "Липа" для защиты от ПЗРК. "Уши" эжекторов на соплах двигателей не монтировались, так как они порядком "съедали" мощность, а применение ПЗРК, внушавших наибольшие опасения, было крайне редким (использовать доставшиеся боевикам отечественные "Стрелы" и "Иглы" по "своим" самолетам и вертолетам не давала предохранительная блокировка, а закупать у арабов очень недешевые "Стингеры" прижимистые полевые командиры не торопились).
Закрашивание номеров и эмблем не было общим правилом - кто-то не придавал этому значения, но кое-где, разойдясь, замазывали и звезды (в одной из эскадрилий, обнаружив поутру вертолеты "без роду, без племени", командир ворчал: "Дали краску Буратине!"). В то же время, среди "чеченских" вертолетов встречаются и машины, не просто приметные, но вызывающе непохожие на собратьев белоснежной окраской. Эти элегантно выглядящие "восьмерки" отнюдь не принадлежат ООН-овским формированиям, несмотря на броские буквы "UN" на бортах (в конце концов, операция в Чечне не "миротворческая", а "контртеррористическая"). В свое время этим машинам случилось побывать в разных "горячих точках" в составе кон-тингентов ООН.
По возвращении домой и прохождении регламента вертолеты с достаточным запасом ресурса становились первыми кандидатами при сборах в длительную командировку в Чечню.
Перекрашивать их никто не торопится - ООН-овская служба остается в числе престижных (и прибыльных), да и при нынешнем дефиците всего и вся в редком полку отыщется достаточно краски для восстановления прежнего "маскхалата", подтверждением чему служат ношеные и латаные вертолеты в выцветшем истертом камуфляже, не освежавшемся "от рождения".
Там, где вертолеты прошли процедуру с избавлением от "родимых пятен", вопрос сочли закрытым. Однако, необходимое не стало достаточным, и по прошествии нескольких месяцев сами по себе на бортах рядом с недавно замазанными стали появляться новые эмблемы и даже собственные имена. То ли проявились свойства русской души, не склонной ограничиваться простым исполнением команды (особенно, получив в руки краску), то ли нудные будни пропыленных полевых аэродромов требовали чем-то скрасить работу, но то одна, то другая машина стали выделяться рисунками, отражавшими склонности экипажей и местный колорит. Все же отметиться авиаторы были не прочь, да и вдали от недремлющего глаза начальства проявить себя проще. К тому же пыльную и прокопченную усталую машину так и тянет чем-то украсить. В благодарность, что ли...
Летом 2000 года на "восьмерках" эскадрильи в Грозном-Северном появилась первая скромная эмблема с глазастым филином на фоне российского флага со щитком в лапе и надписью "ОВЭ" (отдельная вертолетная эскадрилья). Одна из машин, часто использовавшаяся для курьерских задач и пассажирских перевозок, получила лаконичную табличку с шашечками такси и предупреждением "Льгот нет". Соседние Ми-8 авиации МВД имели характерный отличительный знак в виде поперечной белой полосы на хвостовой балке. Среди "милицейских" вертолетов (а в их числе имеются также Ми-24 и Ми-26) время от времени попадались и новенькие, только с завода, машины в блестящем свежем камуфляже, особенно контрастирующие с "армейцами", давно уже и не мечтающими об "обновках".
Некоторые "восьмерки" выделялись своеобразными доработками. Заводчане по своей инициативе оборудовали и прислали в Чечню несколько Ми-8 с оригинальными системами, скроенными под местные условия. Вертолеты, оснащенные теплопеленгатором Л-166 с автоматикой отстрела ИК- ловушек, успеха не имели и остались в единичных экземплярах. Приемный фасетчатый блок теплопеленгатора, смонтированный под брюхом вертолета, при посадках находился у самой земли и быстро "слеп", покрываясь пылью и грязью, но самое главное - устройство, призванное реагировать на вспышки при пуске ПЗРК, с равным успехом отзывалось на солнечные блики и любой яркий свет (а ночью - и на "холодную" луну), "салютуя" залпом ловушек.
В вертолетном варианте Л-166 оказались неэффективной и почти всегда отключались, особенно после случаев, когда отвечавшая на солнечные "зайчики" аппаратура сыпала огненный дождь ловушек куда попало, грозя сжечь собственный аэродром.
Другая система предназначалась для обеспечения ночной боевой работы - давнишней проблемы, которую в Афганистане так и не смогли разрешить (ввиду малой эффективности и повышенного риска ночных полетов они то и дело запрещались командованием). Подсветка целей выполнялась САБ, под "люстрами" которых строились боевые заходы, но время их свечения ограничивалось минутами, а задача собственно поиска целей, наиболее трудная и ответственная, вообще не решалась - приходилось рассчитывать на удачу и на то, что противник выдаст себя светом костров на привале или фарами.
Казанские вертолетостроители оборудовали Ми-8 системой ночного видения с тепловизионной камерой высокой чувствительности. Ее приемное устройство смонтировали в подвижном шарике справа под кабиной, а летчики получили специальные очки, на которые подавалось изображение местности. Система оказалась вполне работоспособной и заслужила положительные отзывы, причем особо ценным достоинством летчики назвали возможность кругового обзора - вращающийся блок позволял следить и за задней полусферой, избегая огня вслед вертолету, где он наименее защищен. В ходе "обкатки" в Чечне не обошлось без курьеза, едва не закончившегося аварией. Ми-8 заходил на посадку в горах, когда на земле, желая подсветить летчикам площадку, зажгли пирофакел. Его яркий свет, в сотни раз усиленный очками, ударил по глазам летчика, мгновенно его ослепил и только помощь штурмана спасла потерявшую управление машину.
Экипажи Ми-24, не желая отставать, украсили свои вертолеты целым набором рисунков. "Полосатые" (это прозвище укрепилось за "двадцать четвертыми" еще с Афганистана, хотя их заводской камуфляж на самом деле образован темно-зелеными пятнами неправильной формы, самими разработчиками маскированной схемы прозванными "трилистниками" и "амебами") демонстрировали отнюдь не скромные эмблемы, но масштабные разухабистые изображения. Один из Ми-24П получил большущую черную стрелу на полфюзеляжа, тянувшуюся от стабилизатора до самого крыла.
Другой вертолет, пулеметный Ми-24В, в подтверждение прозвища, разукрасили поперечными полосами, опоясывающими хвостовую балку. На их темном фоне потерялся и сам черный квадрат, скрывавший номер. Полосы накрашивали от руки, не заботясь о правильности, и замазали даже предостерегающий трафарет "Опасно" у хвостового винта. Вертолет тут же вызвал ассоциации: "Полосатый, как вся наша жизнь: светлая полоса, черная, а дальше - ...хвост!" В обиходе его чаще звали "окунем", причем прозвище утвердилось и заменяло позывной в радио-переговорах между экипажами и руководством полетами.
В отличие от него, еще один "полосатый" - это был пушечный Ми-24П - нес динамичные косые полосы. Не ограничиваясь броской окраской, ему добавили светлые "молнии", "бубны" и "трефы" с надписью "Туз" в стиле уличного граффити. Вертолет, однако, больше был известен под именем "Пикур" по марке известного в Нечерноземье "Пива Курского", напоминавшего о родных краях (среди продукции этого пивзавода, кстати, есть и сорт "Ностальгия"). Соответствующая надпись с напоминанием о Миллениуме "2000" красовалась по левому борту.
В эскадрилье имелась и своя "Черная акула" - Ми-24П с изображением зубастого хищника, со всей очевидностью навеянного известным фильмом (пусть даже главным героем этого авиационного боевика был другой боевой вертолет - Ка-50, впечатляющим воздушным съемкам которого и обязан популярностью фильм). Ми-24П выделялся также ярко-желтыми "глазастыми" коками пылезащитных устройств на входах двигателей, призванными отпугивать птиц.
Настоящие "Черные аулы" не заставили себя ждать - в ноябре 2000 года в Чечню прибыла пара Ка-50 из Центра боевой подготовки в Торжке. Один из них и был тем самым киногероем, дебютировавшим в фильме. Заслуженная "пятерка" (опытный экземпляр №05, выпущенный в апреле 1990 года, бортовой номер 015) снялась в кино без малого десять лет назад, но что было делать, если с тех пор "в нашем полку" прибыло едва с дюжину Ка-50.
Для проверки в боевой обстановке Ка-50 собирались послать в СКВО еще год назад с началом 2-й чеченской кампании, однако тогда парадоксальным образом обретению боевого опыта и репутации повоевавшей машины помешало участие в тендере на поставку вертолетов огневой поддержки для турецкой армии. Перспективы выглядели обнадеживающе, вплоть до налаживания там лицензионного производства и продаж ко всему миру, из-за чего фирма решила не рисковать возможной потерей Ка-50. Поражение хотя бы одного вертолета в бою или авария из-за банального отказа (на войне, как на войне) неизбежно вызвали бы нежелательный резонанс, подорвав позиции в конкурсе и сыграв на руку конкурентам.
К осени выяснилось, что судьба турецкого тендера фактически предрешена (а немалые деньги на переделки вертолета под то и дело менявшиеся условия заказчика откровенно выманены закулисными организаторами у небогатого КБ). Нет худа без добра, и можно было наверстать упущенное - устроить проверку боем вертолету, для того и создававшемуся. Отобранная пара Ка-50 прошла переборку и отладку (при участии заводских специалистов) с особым упором на вооружение и прицельный комплекс. Вызывающе черный "киногеничный" цвет "пятерки" сразу после съемок сменил прежний типовой камуфляж в двух оттенках зеленого цвета с голубыми нижними поверхностями. Перед командировкой на обеих машинах камуфляж был освежен, причем попутно закрасили номера и звезды - то ли для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно числа прилетевших Ка-50, то ли просто перестаравшись, "по инерции".
В Чечню Ка-50 прибыли своим ходом, выполнив перелет с помощью подвесных баков и совершив в пути три промежуточных посадки. Пару сопровождал транспортно-боевой Ка-29, доработанный соответствующим образом. В отличие от обычных серийных машин, его оснастили поисково-прицельным комплексом И-251В "Шквал-В", идентичным установленному на Ка-50. Телевизионная и лазерная аппаратура была смонтирована в носовой части, в кабине установили телеиндикатор и средства управления обзорно-поисковой системой, а в объемистой грузовой кабине - блоки КЗА для осуществления контроля за ее работой. "Под Чечню" на бортах Ка-29 установили кассеты тепловых ловушек ППИ, однако, в спешке сделали это неудачно в районе подкосов шасси, где к ним неудобен доступ, да и слишком высоко, чтобы дотянуться с земли.
Как бы то ни было, к своему 18-летию состоялся боевой дебют новичков. Ка-50 привлекли к выполнению обычных задач вертолетной группировки в Чечне - патрулированию, огневой поддержке, и, особенно, "свободной охоте" с самостоятельным поиском целей. Все полеты выполнялись в паре, чаще всего с лидером Ка-29, несущим функции вертолета наведения и целеуказания. Выступая в роли "командирской машины" с экипажем из нескольких человек и унифицированным с Ка-50 оборудованием, он обеспечивал ведение разведки и поиск противника.
Появление новых машин сразу же заметил и противник: радиоперехваты зафиксировали сообщения боевиков о полетах над чеченскими предгорьями незнакомых вертолетов, причем полевым командирам настоятельно рекомендовалось при их появлении соблюдать особую осторожность и не высовываться - видимо, под впечатлением все того же известного фильма.
Энциклопедия самолётов и вертолётов. 2004-2007 "Вертолеты в Чечне"
Источник (внешка): http://www.airwiki.org/history/locwar/chechnya/copters/copters.html
|